Сетевое издание «Дагестанская правда»

05:00 | 21 октября, Чт

Махачкала

Weather Icon

Нельзя забывать о народной культуре

A- A+

Республика Дагестан является регионом уникальной культуры. Творцом, носителем и распространителем дагестанской многонациональной культуры выступают около 40 народов и этносов Дагестана. Она на протяжении веков развивалась в тесном взаимодействии со всеми национальными культурами, представленными на территории Страны гор. Сегодня в Дагестане живут свыше 150 тысяч русских, более 6 тысяч украинцев, чуть меньше белорусов, около 5 тысяч армян, столько же грузин и т. д. На земле Дагестана можно услышать речь более 102 национальностей республики, нашей страны и мира. Дагестанцы, к какой бы национальности ни относились, чувствуют себя как коренные жители. Главное – бескорыстное отношение к Дагестану, на благо всех народов, живущих в республике.

Знаете, мало пользы от коренного жителя, который является стяжателем, искажённо понимает место человека в многонациональном обществе, забывает традиционно народные нормы и правила благородного, благочестивого человеческого общежития, занимается чинопочитанием, преклонением перед более состоятельными людьми. Мало пользы от тех, кто на каждом шагу игнорирует духовно-нравственные и интеллектуальные ценности общества, «прилипает» к казнокрадам, слепо подражает чуждым дагестанскому намусу, выдуманным нормам межличностных, межнациональных, международных отношений. И трижды коренным является тот, кто хоть и живёт в Дагестане месяц-другой, но отдаёт свои силы и талант созиданию и процветанию Дагестана. Так ценили людей, так отмечали человеческое и национальное достоинство наши деды и отцы. Так должны поступать и мы.

Что же для этого нужно сегодня? Для этого, на наш взгляд, прежде всего необходимо всесторонне и полнее осмыслить потенциальные духовно-нравственные возможности, средства, формы и методы, исторически заложенные в культурном наследии дагестанских народов, нужно делать их непременным предметом образования и воспитания нынешних и грядущих поколений, внутренней потребностью и безусловным достоянием ума и поведения каждого жителя республики. Задача, замечу, нелёгкая, но выполнимая. Ключевым направлением выполнения этой задачи должно стать преподавание и осмысление в школах республики предмета «Культура и традиции народов Дагестана».

Суть проблемы в том, что демографические и экономические перемены, произошедшие в ХХ веке, не могли не отразиться на состоянии культуры народов Дагестана. Национальная культура и более всего педагогическая культура народов республики всё больше стала вытесняться в семейно-бытовую сферу. А в последние десятилетия, вследствие естественного ухода из жизни старейших народных знатоков самобытных дагестанских воспитательных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, многие дагестанские семьи, тухумы, аулы и даже целые общества лишились мудрых и дальновидных воспитателей. В результате, как и во всей России, так и в Дагестане, народы оказались бессильны перед активно наступающей западной лжекультурой. Всё это приводит к деградации подавляющего большинства нашей молодёжи.

Признаками обыденной жизни части молодых людей стали вседозволенность, равнодушие к чужому горю, стремление к стяжательству и обману, алкоголю и наркомании. В итоге многие населённые пункты республики теряют управление не только детьми и молодёжью, но и своими джамаатами. Судьба молодых людей оказалась в руках случайных людей, скороспелых руководителей, не осведомленных ни в особенностях производительного труда, но морально-этическом облике достойного человека, труженика и гражданина.

Симптомы неблагополучного положения с дагестанской культурой явно ощутимы сегодня почти в каждом населённом пункте республики. Достаточно указать на то, что немалое количество молодых дагестанцев, проживающих в городах республики, не владеет своим родным языком либо владеет им в недостаточной степени. В результате наблюдается своего рода «раскол внутри каждой нации», в основе которого лежат различия в воспитании сельского и городского населения, имущих и обездоленных. Это особенно ощутимо в студенческих аудиториях, где первокурсники — выпускники сельских и городских школ, из обеспеченных и простых сельских семей — порою до 2-3 курса обособливаются друг от друга.

Опасной для национальной культуры следует признать и такую ситуацию, когда соплеменники имеют разные стереотипы поведения, обусловленные воспитанием одних в духе дагестанской, а других в духе так называемой европейской культуры. Опросы и анкетирование показывают, что большинство выпускников школ – нынешние студенты — смутно представляют себе компоненты дагестанского этикета. Они не могут объяснить социальные функции и обязанности человека в дагестанском обществе, не готовы соблюдать правовую, политическую, экономическую, художественную, физическую культуру, культуру труда, культуру просвещения народов Дагестана и многое другое, весьма необходимое для становления полноценного человека, семьянина, труженика, патриота и гражданина.

На наш взгляд, возрождение национальной культуры осуществимо не только путём пропаганды народного творчества и фольклора, как это часто делается сейчас на смотрах, фестивалях и праздниках. И это, безусловно, необходимая и значимая работа. Действительное возрождение, осмысление и применение национальной культуры в жизни и деятельности общества возможно только через соответствующую работу в сфере образования. Об этом не раз выступали на страницах дагестанской прессы озабоченные данной проблемой учёные, педагоги, учителя и воспитатели. Об этом явно свидетельствует максимально одобрительное отношение населения к преподаванию в школах республики общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Культура, на которой не строится образовательный процесс, которая не присутствует ощутимо в процессе обучения подрастающего поколения, обречена на исчезновение.

Сегодня принято считать, что образовательная система в Республике Дагестан вполне развита уже более 3 млн. человек населения приходится более 1500 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, около 30 профтехколледжей и училищ, 5 высших учебных заведений. Это не говоря о многочисленных коммерческих вузах и филиалах различных высших учебных заведений, с многотысячным контингентом студентов.

Осуществляя образование фактически на одном русском языке, иногда, может быть, уделяя какое-то внимание вопросам общей дисциплины учащихся, многие учителя основных общеобразовательных предметов: русского языка и литературы, математики, химии, биологии, географии, истории, труда, физкультуры и т. д. — совершенно упускают из виду исторически и общечеловечески значимые, традиционно народные нормы и правила полноценного воспитания и становления человека в регионе. Если прежде воспитательную функцию уроков хоть как-то держали на высоте старейшие и опытные педагоги, то в последние десять лет с приходом в школы молодых учителей уроки ориентированы больше на обучение, нежели на воспитание. Подобная ситуация изо дня в день негативно отражается и на общем состоянии культурного развития республики.

Между тем ясно, что образование и воспитание тесно взаимосвязаны и обучение при дефиците воспитания недостаточно эффективно и не оправдывает ожиданий, возлагаемых на него. Полноценное воспитание человека более всего эффективно не на другом языке, а на родном. Поэтому дисциплина «Культура и традиции народов Дагестана» должна быть предметом пристального внимания не только одного школьного учителя-предметника, а объектом постоянного внимания всех руководителей образовательных учреждений. Тысяча учителей школ, педагогов средних специальных и высших учебных заведений республики.

Лучшие дагестанские интеллигенты: мыслители, просветители, известные учёные-арабисты и алимы всегда, особенно в сложные периоды дагестанской истории, являлись первыми действительными учителями дагестанских детей и молодёжи. Их вклад в дело просвещения республики всегда был более существенным, чем влияние иноязычных педагогов. После того, как в годы советской власти стала функционировать образовательная система, обеспечивающая массовую грамотность населения, задачей национальной интеллигенции стало содействие её совершенствованию, в частности разрешение проблемы единства обучения и воспитания. Как уже указывалось, такое единство достижимо, если дагестанская национальная культура будет ощутимо присутствовать в школах, техникумах и вузах, причём не как экзотика или один из предметов изучения, а как важнейшая составная часть — воспитующая и мировоззренческая. Претворение этого в жизнь является миссией дагестанской интеллигенции в области образования.

В условиях современного Дагестана школа от низшего до высшего звена должна быть превращена в очаг образования и воспитания усилиями национальной интеллигенции. Тогда республика обладала бы в новом веке надёжной опорой — не только полноценной образовательной, но и воспитательной системой.

В поправках к Конституции РФ в ст. 69 сказано: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Так будем же достойными гражданами, достойной интеллигенцией нашего государства и республики в сохранении и преумножении духовно-нравственного потенциала дагестанской многонациональной культуры.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»