Сетевое издание «Дагестанская правда»

02:00 | 27 октября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Непрерванная история большого форума

A- A+

СМИ в условиях цифровизации, блогерство и журналистика, критерии эффективности современных медиа, журналисты и соцсети, новые форматы работы газет и телевидения в меняющемся мире интернет-технологий… А еще многочисленные презентации, встречи, дискуссии, круглые столы, где в центре внимания – журналистика сегодня и то, как она видоизменяется под воздействием стремительно развивающегося мира IT. Отдельная тема – «выживание» СМИ в условиях пандемии. Всё это о традиционном форуме «Вся Россия - 2020», вновь распахнувшем свои двери для журналистского сообщества всей страны в городе Сочи.

В этом году на большую «летучку» съехалось около тысячи журналистов. В делегацию нашей республики вошли сотрудники «Дагестанской правды» во главе с руководителем издания Бурлият Токболатовой, а также наши коллеги-телевизионщики с телеканала РГВК «Дагестан».

В день торжественного открытия форума журналисты презентовали свои газеты, книги, другую печатную продукцию. Ярким дополнением выставки стали изделия дагестанских мастеров-ювелиров.

Участница форума Ирина Чехутская: «Очень хороший стенд вы подготовили. Очень доброжелательные люди. Сразу видно профессионалов, отвечаете на любые вопросы. Чувствуется, что вы любите свою землю. Такая интересная подборка публикаций: лица, красивые места. Хочется узнать больше о вашей республике. А книгу «Зеркало эпохи» мы возьмём на память».

Несмотря на пандемию…

Велика была вероятность, что традиционный форум, как и многое в нашей стране, в этом году не состоится. Однако ежегодный фестиваль СМИ в очередной раз собрал всех под одной крышей. Главная цель – способствовать взаимодействию журналистских сообществ регионов нашей большой страны. Как отметил председатель Союза журналистов РФ Владимир Соловьев, форум – это площадка, где, объединившись, журналисты могут обсудить ключевые проблемы отрасли и найти пути их решения.

Приветствуя представителей СМИ, он подчеркнул, что проведение форума проходит в соответствии с официальным разрешением Роспотребнадзора,  и призвал участников соблюдать необходимые меры предосторожности. Пандемия коронавируса и ее влияние на работу средств массовой информации стали одной из актуальных тем мероприятия.

— Во время пандемии журналисты работали в режиме мобилизации – в «красной зоне» в больницах, на вокзалах, в аэропортах. Например, Антон Верницкий из программы «Время» тяжело заболел, попал в больницу, но и из-под капельницы снимал на смартфон репортажи. Этот опыт очень важен для всех. Пандемия показала, что возрос кредит доверия граждан к официальным СМИ, которые развенчивали фейковые новости. Сегодня мы должны сохранять завоеванные позиции, — отметил Соловьёв.

По традиции в рамках открытия журналистам – участникам форума – письмо-обращение шлет Президент РФ Владимир Путин. Этот год не стал исключением.

— Приветствую вас по случаю открытия XXIV форума современной журналистики «Вся Россия – 2020». Ваши традиционные встречи неизменно вызывают интерес в журналистском сообществе, предоставляют участникам, приехавшим в Сочи из разных регионов страны, широкую возможность для обсуждения профессиональных проблем, обмена лучшим опытом и творческими находками, служат отличной дискуссионной площадкой для тех, кто искренне стремится внести свой вклад в совершенствование работы отечественных СМИ, укрепление их общественного авторитета и развития медиарынка. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне особенно отмечу созидательную и в высшей степени востребованную роль отечественных СМИ в сохранении исторической памяти, патриотическом воспитании молодежи. Ответственная гражданская позиция журналистов, масштабные медийные информационные проекты достойны самого высокого признания. Желаю плодотворной работы и полезного общения, — говорится в послании главы государства.

В деталях скрывается истина

Как провести журналистское расследование и остаться в живых? Ответить на этот вопрос попытался специальный корреспондент интернет-издания «Медуза» Иван Голунов. В ходе встречи с участниками форума Голунов рассказал о себе. По его словам, в профессии он 20 лет, 10 из них занимается журналистскими  расследованиями. Кроме того, журналист поделился своими наработками и опытом при  сборе информации и подготовке острого материала в жанре журналистского расследования.

— Находить информацию при желании можно везде. К примеру, темы для расследования можно найти, делая даже выписки с сайтов госучреждений. Меняются время, каналы получения информации, но задачи остаются прежними. Мелочи мало кто замечает, но именно в них порой скрываются серьезные темы. И это интересно. Детали при журналистском расследовании не бывают лишними. Тогда и будет результат, — уверен Голунов.

Журналист также поведал, почему необходимо придавать гласности нарушения, допускаемые госчиновниками, как убедить источник говорить, когда и как обращаться за комментариями, стоит ли согласовывать с героем расследования готовый материал.

В заключение спецкор рассказал о громком деле, возбужденном в отношении него в прошлом году. Вспоминая неприятную историю, Голунов отметил, что его освобождение и закрытие дела — это результат колоссальной журналистской работы, когда вся редакция «Медузы» занималась исключительно темой его  задержания и их поддержало журналистское сообщество всей страны.

Меньше слов, больше живых эмоций

Одна из ключевых тем форума – работа СМИ в социальных сетях. О важных аспектах данного направления деятельности СМИ и о том, каких ошибок стоит избегать при этом, журналистам рассказал один из известных независимых SMM-специалистов нашей страны Андрей Фрольченков.

В лекции «Как монетизировать блог в Telegram» Фрольченков акцентировал внимание собравшихся на тех методах и инструментах популярного сегодня медиа-ресурса, использование которых позволит сделать ведение страницы выгодным делом.

Прежде всего он заметил, что успех любого блога или канала – это правильный контент.

«Каждый должен задать себе вопрос: «Мне интересен мой канал? Будь я просто пользователем, задержал бы свое внимание на нем?». Если вы можете ответить себе смело – «да», — отлично, в противном случае надо делать выводы, найти слабые места, понять, по какому принципу ведут свою работу популярные в народе блогеры или каналы, проанализировать все это, взять что-то для себя на заметку и двигаться дальше. Ни в коем случае не стоит кого-то копировать. Надо всегда находить свой путь», — отметил Фрольченков.

Как СМИ вести работу в социальных сетях, чтобы не было отписок и каналы набирали популярность? Отвечая на этот вопрос, спикер сказал, что очень важно помнить – новость на сайт издания и новость в Telegram и в других соцсетях — это не одно и то же. В социальные сети нужно давать так называемую лайт-версию любой информации, которую СМИ публикуют у себя на сайте. «Люди в социальных сетях любят больше прокрастинировать и заваливать их большими текстами, это неверно», — говорил спикер.

Еще один важный принцип взаимодействия сайта и социальных сетей СМИ – вначале надо как можно быстрей публиковать новость в соцсетях, при этом давая ссылку на сайт издания, где следом можно дать уже более подробную информацию о событии.

Также, по словам Фрольченкова, важно помнить – нельзя превращать страницу в так называемую «книгу жалоб».

«Да, всё в жизни у нас непросто, проблем масса, но если вы будете только про это постоянно писать, заваливая всех негативом, то рискуете быстро надоесть. Надо давать просвет, писать о позитивном или, если пишете о каких-то проблемах, давать какую-то хоть и небольшую аналитику тоже, не ограничиваясь только критикой», — объяснял ведущий лекции.

Большая ошибка региональных СМИ, ведущих свои блоги и страницы, – слишком много внимания уделено политике. Как отметил Фрольченков, не стоит этим грешить.

Когда верстался номер, пришла приятная весть: наш коллега Тамерлан Мусаидов стал победителем творческого конкурса медиафорума «Вся Россия-2020» в номинации «Лучшая авторская публикация/программа» за материал «Один на один с Гамсутлем». Поздравляем коллегу и желаем дальнейших успехов!

«Семь смертных грехов редакции»

Так назвал свою лекцию главный редактор сообщества «Лентач» Тарас Сычёв. Специально к встрече с журналистами спикер подготовил презентацию, в которой на примере знаменитой картины Босха «Семь смертных грехов и четыре последних дела» объяснил, чего категорически следует избегать при работе с контентом, а чему обязательно стоит уделять внимание.

Первая непростительная ошибка редакции, по мнению Сычева, – гнев. Эта сильная эмоция, как отметил спикер, может помешать редактору, а то и в целом редакции сохранить объективный подход к делу и холодный ум. Как итог — вместо качественного материала может получиться голый эмоциональный всплеск, который в лучшем случае забудется, а в худшем может серьёзно подорвать авторитет издания.

Другой грех – лень, она не даёт возможность получать высокие результаты. Тарас порекомендовал журналистам не лениться и делать выбор в пользу качественного контента, даже если это потребует в несколько раз больше времени.

Грех гордыни может помешать упустить из виду что-то важное и интересное для аудитории. Каждому, кто обращается в редакцию, по возможности надо уделить внимание, ведь порой бывает так, что человек на первый взгляд малоинтересный может дать такую уникальную тему, которую еще никто не раскрывал.

Грех чревоугодия по Босху Сычёв заменил «словоугодием», объяснив, что журналистам необходимо понимать разницу между информационным порталом и соцсетями. Если в газете читатель готов воспринять лонгрид, то в соцсетях он рассчитывает получить максимум информации за минимум времени, и превращать свои каналы и страницы в сетях в этакое продолжение сайтов, перегружая читателей тяжеловесной информацией, т.е. греша тем самым словоугодием, — непростительно для СМИ, которые стремятся утверждать свои позиции в быстро меняющемся информационном пространстве современного мира.

Зависть. Завидовать успеху или тому, что другие издания, журналисты, блогеры оперативнее реагируют на те или иные события, — это, как отметил спикер, нормально. Но отказываться публиковать что-то по причине «это уже было», «другие уже написали», «нет смысла повторяться» — грубейшая ошибка.

— Помните о том, что это вы, как журналист или редактор, мониторите сразу несколько новостных лент. А в числе ваших подписчиков могут быть люди, подписанные только на вас. Они не читают все информагентства – им некогда и незачем. Они привыкли узнавать новости от вас. Так что даже если «это уже написали другие», а у вас еще ни слова не было – пишите обязательно! Лучше поздно, чем никогда, но в идеале надо просто не останавливаясь гнаться за оперативностью, — сказал главный редактор сообщества «Лентач».

Шестым смертным грехом редакции спикер назвал алчность – опять же в переносном смысле. В этом плане Сычев порекомендовал в погоне за хайпом не попадаться на фейки и обязательно проверять информацию.

Паника. В любой редакции бывают дни, когда спокойный рабочий процесс рушит одна срочная новость. Сычев советует в такой ситуации к работе подходить с холодной головой и при этом помнить главное правило — качественный контент должен выйти как можно скорей. На счету каждая секунда.

В завершение своей лекции, редактор «Лентача» обозначил важные критерии, определяющие качество информационного продукта в современном медиа-пространстве. Это краткость, достоверность, доступность и максимальная оперативность.

В такт с TikTok

О новой социальной сети TikTok как инструменте продвижения себя и своего СМИ рассказал TikTok-продюсер Ренат Янбеков.

По его словам, сервис коротких видеороликов TikTok сегодня «рай для продвижения СМИ». Он дал советы, как правильно вести соцсеть, рассказал, чем приложение отличается от Instagram, отметил самые популярные, востребованные и недостающие жанры.

В России более 20 млн активных пользователей TikTok.  Ренат Янбеков рекомендовал журналистам не откладывать работу с «пока еще новым для России приложением», в котором существует органический трафик, с помощью которого можно также в связке развить Instgram-аккаунт и сайт издания. Среди плюсов развития СМИ в TikTok: присутствие на площадке, на которой нет конкурентов, бесплатный охват, трафик и возможность продвигаться именно в своём регионе.

— Недостаток контента наблюдается в нескольких категориях, в том числе и «новости». И это может стать настоящим «звездным часом» для СМИ и российской журналистики. Я могу привести всего несколько удачных примеров: это телеканалы «Пятница» и «360-ТВ» — они прочно обосновались в TikTok, остальные же находятся в позиции «догоняющих». Если вы или ваш сотрудник можете интересно рассказывать истории, а хорошо бы с драматизмом, чтобы аж до слез, то ваш аккаунт станет популярным. Комические ситуации, связанные с вашей деятельностью, также помогут набрать подписчиков. Ещё аудитории будет интересно узнать, как вы работаете, то есть показать непосредственно сам процесс работы, скажем — приоткрыть закулисье творческой кухни, — посоветовал TikTok-продюсер.

Ренат Янбеков дал рекомендации, как правильно оформить аккаунт, какие факторы влияют на выход в «рекомендованное», и раскрыл главные секреты продвижения.

Учимся у лучших

Ежегодно Союз журналистов объявляет конкурс для СМИ по разным темам и направлениям. В 2020-м одними из ключевых стали – 75-летие Великой Победы и Covid-19. На форуме «Вся Россия-2020» подвели итоги конкурсного отбора материалов по этим темам, назвав самые лучшие работы журналистов в сфере печати, телевидения, интернет-изданий. Но мало наградить лучших, важно, чтобы отличившиеся поделились своим ценным опытом с остальными коллегами. Именно с этой целью на всем протяжении форума проходили обсуждения и разборы конкурсных работ участников в номинациях «Лучший дизайн», «Лучшая операторская работа и работа фотографа», «Лучшее журналистское произведение» и так далее.

Полные залы были наглядным доказательством того, что представители современных СМИ не прекращают творческих поисков и стремятся расти, делая продукт интересным для читателя, зрителя. Члены жюри давали свою оценку материалам, представленным на конкурс региональными изданиями. Заголовки, шрифты, лиды, фотографии. Сегодня печатные издания должны продумывать каждую деталь, которая зацепит внимание читателя.

Разбирая ошибки коллег, спикеры данной площадки давали рекомендации по совершенствованию дизайна газет. Секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин рекомендовал коллегам продумывать шрифты, которые несут отпечаток местности, использовать заголовок с именами для привлечения внимания и делать фотографии в динамике. Касютин также отметил профессиональный рост региональных изданий: «Если раньше мы видели подражание московским газетам, то сейчас многие из них (региональных) ушли далеко вперед, а многие московские, напротив, уже уступают районным изданиям».

Выиграй грант Президента!

Легко сказать, но как это сделать? Перво-наперво придумать социальнозначимый проект, который бы принес конкретную пользу конкретной целевой группе населения. Но опять-таки звучит двольно просто, на деле нужно учесть много важных аспектов, чтобы твой проект получил поддержку Президента страны. Какие это аспекты, участникам форума «Вся Россия — 2020» рассказал исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов.

Ежегодно в конкурсе принимают участие тысячи некоммерческих неправительственных организаций со всех регионов нашей страны. Это общественные организации за исключением политических партий, общественные движения, фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, общины коренных малочисленных народов. Заявки на соискание гранта принимаются по 13 направлениям и ориентированы на решение конкретных задач в самых разных сферах жизни.

Приём заявок на первый конкурс 2021г. начался 1 сентября. Он продлится до 15 октября, после чего все представленные работы пройдут отбор. Экспертный совет в первую очередь оценивает актуальность и социальную значимость заявленного проекта, то есть насколько те или иные мероприятия способны решить проблемы определённой категории граждан. По словам Антона Долгова, глава государства Владимир Путин уделяет огромное внимание поддержке гражданских инициатив и для него важно видеть, кому конкретно помогают грантополучатели. При отборе проектов учитывается также уникальность, инновационный подход к решению поставленных задач и опыт команды, которая будет работать над реализацией задуманного.

Антон Долгов объяснил принцип отбора работ и разобрал самые распространённые ошибки грантосоискателей. Важным пунктом встречи было обсуждение роли СМИ в реализации грантовых проектов.

— Журналисты выполняют важную миссию. НКО заинтересованы в сотрудничестве со средствами массовой информации, поскольку у вас одна целевая аудитория, и для Фонда президентских грантов важно рассказать широкой общественности о результатах каждого проекта. А кто как не вы, журналисты, это сделает», — подчеркнул Долгов.

Танго, йога, карате…

Несмотря на насыщенную программу форума, журналисты находили время и на развлечения. И, к слову, не забавы ради. Так, в один из вечеров журналисты танцевали. Нет-нет. Это не была обычная дискотека с танцульками. Это был увлекательный мастер-класс по танго, проведенный тренером по танцам международного класса Надеждой Баклицкой.

— Хочется, чтобы участники форума не только посещали серьезные семинары, круглые столы и участвовали в дискуссиях. Надо, чтобы они увезли еще и легкие, приятные воспоминания, научились чему-то новому – почему бы не танго? Есть мнение, что это сложный танец, но к таким относится сценическое танго – вот оно с элементами акробатики. Мы же разучили танго социальное, которое гораздо проще. В танго главное, во-первых, объятия, а во-вторых, как синхронно двигаются партнеры. Ведет в танце партнер, а партнерша должна его читать, её задача — научиться слышать партнера и стремиться предугадать его движения, – рассказала Надежда Баклицкая.

А вот на местер-классе Дмитрия Ефимова, называющего себя тренером радости, журналисты научились смеяться. Йога смеха мало кого оставила равнодушным, надолго зарядив всех позитивными эмоциями.

— Методику йоги смеха разработал кандидат медицинских наук из Индии Мадан Катария. Он выяснил, что человеческий мозг не видит разницы между естественным смехом и «искусственным». В обоих случаях вырабатываются эндорфины. При этом, по статистике, человек в среднем смеется всего 15 секунд в день. А секунд в дне больше 80 тысяч, — рассказал тренер по радости Митя Ефимов.

Как оказалось, при смехе у человека задействовано 80 мышц, за час сжигается более 300 калорий, и можно похудеть на два килограмма. При этом смех является замечательной дыхательной гимнастикой, кровь насыщается кислородом, вырабатываются антитела, укрепляющие иммунитет. Благодаря смеху можно укрепить сердечно-сосудистую мышцу и нервную систему. Научиться «смеяться на здоровье» можно благодаря специальным упражнениям, которые тренер продемонстрировал участникам форума.

Ну а для тех, кому не до танцев и смеха, кто хочет обогатиться знаниями посерьёзнее, организаторы форума продумали не менее интересный и полезный мастер-класс по боевым искусствам. Как отражать атаки и защитить себя, рассказал и показал на примерах Юрий Семенихин, мастер боевых искусств, обладатель черного пояса по карате.

По его мнению, каждый представитель средств массовой информации должен уметь  защищать себя в сложной ситуации. Это особенно  важно для женщин-журналистов, они должны знать простые, но эффективные способы обороны и использовать их, когда жизни угрожает реальная опасность.

Юрий Семенихин продемонстрировал ряд приемов, которые помогут избежать открытого столкновения, а если оно все-таки произошло — правильно отразить нападение агрессивно настроенного человека.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи из рубрики «Общество»