Ни в какие ворота…
Количество автомобилей в Махачкале сегодня настолько велико, а пропускная способность улиц настолько мала, что ситуация с дорожным движением вполне уже заслуживает названия больной городской проблемы. Расширение проезжей части (в ущерб тротуарам) проблему, к сожалению и досаде автомобилистов, не решило, и широкие по меркам старой Махачкалы дороги стали для автомобилей лишь ловушкой.
В наше время собственного автомобиля, даже самого плохонького, не имеет лишь ленивый, причем этими ленивыми могут быть и мужчины, и женщины. Каждый уважающий себя «ленивый» считает чуть ли не позором не иметь автомобиль, и в каждой семье он таки имеется, а в некоторых – даже два. Повальная автомобилизация привела к тому, что улицы оказались переполненными, и в дневные часы передвигаться по городу на автомобиле приходится со скоростью пешехода.
Проехать через центр города, представляющий собой конгломерат объектов власти и управления республики, представляется весьма сложным и долгим делом. Обладая пространственным воображением, ситуацию в этом месте можно было бы изобразить в виде гигантских песочных часов, в которых песок из одной части перетекает в другую через узкое горлышко.
Ясно, что одна из причин постоянных заторов и ползущих пробок – масса огороженных бетонными тумбами улиц и запрет движения по ряду из них. Некоторые улицы из проезжих превратились в ведомственные из-за расположения на них офисов правоохранительных органов. Например, почти полностью непроезжей стала улица Шамсуллы Алиева. На улице Горького (в географическом центре города) дислоцируется УВД по г. Махачкале. В автостоянку превращена часть улицы Манташева (Оскара), примыкающая к улице Дахадаева.
Очевидно, что весомый вклад в создание пробок в городе также вносит неэффективная организация дорожного движения. Если взглянуть на движение основных транспортных потоков с высоты птичьего полета, то станет видно, что одни улицы забиты под завязку, а другие фактически не работают, став местом парковки автомобилей «елочкой».
Расширенная улица Ярагского стала самой «медленной» из-за автомобилей, стоящих на парковке в два ряда или «елочкой». Проспект Шамиля также явно нуждается в расширении в связи с тем, что это единственная транспортная магистраль, связывающая противоположные концы города.
Как водитель с 40-летним стажем замечу, что в прошлом организация автомобильного движения была куда более действенной. Конечно, автомобилей тогда было меньше, но строгости инспекторов ГАИ – больше. И тогда тоже были свои трудности. Тем не менее никто не рисковал стоять даже во втором ряду от тротуара и останавливаться в третьем. Сегодня несколько отрезвляюще на некоторых водителей действует присутствие кое-где на дороге представителей МВД России, прикомандированных из других регионов. Можно представить, что они думают о наших водителях и работниках ГИБДД.
Определенный негативный фон привносят водители, постоянно живущие в сельской местности, но ежедневно приезжающие в столицу в поисках заработка. Чрезмерно большое количество автомобилей на улицах Махачкалы складывается в основном за счет именно этой категории, но сегодня мы говорим не об этом.
Начальник отдела дорожного надзора Управления ГИБДД МВД России по Республике Дагестан Джабраил Саидов, к которому мы обратились за комментарием, переадресовал нас к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором говорится, что дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения. То есть вопросами о местах установки и расположения дорожных знаков, светофоров, разметки и т.д. занимается исключительно городская администрация, а ГИБДД отведено обеспечение порядка на дорогах в соответствии с законодательством и ведомственными инструкциями, а также представление предписаний об устранении тех или иных нарушений в деятельности городских дорожных служб.
Комментарий специалиста:
Начальник управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ администрации г. Махачкалы Андрей Гусейнов рассказал, что плачевная ситуация с пропускной способностью улиц и проспектов в городе с приходом нового руководителя мэрии Мусы Мусаева находится на его особом контроле (впрочем, как и множество других проблем столицы). Только за период с сентября текущего года в ходе реализации специальной программы развития города для беспрепятственного проезда автотранспорта было ликвидировано огромное количество всевозможных самовольно установленных шлагбаумов, бетонных тумб и т.д. Около150 улиц получили новое дыхание. И эта работа продолжается.
На проезжей части многих улиц имеется около 600 так называемых «лежачих полицейских», которые установлены жильцами вне всякого правового обоснования и будут также ликвидированы. Исключение составляют лишь те, которые соответствуют ГОСТу и установлены вблизи больниц, школ, социальных объектов и др.
Что касается тех улиц, где расположены здания правоохранительных органов и других объектов управления и власти, то установление полного проезда по ним пока нецелесообразно в связи с сохраняющейся террористической опасностью.
В целях предотвращения стихийных заторов и увеличения пропускной способности основных магистралей столицы, например, на улице Ярагского будут оборудованы платные парковки с установкой паркоматов. Стоимость стоянки составит 25 рублей в час, но первые 15 минут будут бесплатными.
Кроме того, в ближайшее время для борьбы с нарушителями правил парковки и стоянки в ходе конкурса на торгах город приобретет 15 эвакуаторов повышенной грузоподъемности.
И хотя у города имеется долг в сумме свыше 1 миллиарда рублей, многие решения по стабилизации и оптимизации городской жизни, в том числе организации дорожного движения, находятся в числе приоритетных.