Купить PDF-версию
14:49 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Ногайцы в дагестанском историческом процессе

Численность, места расселения

Ногайцы – один из тюркоязычных народов, издревле населяющих нашу страну. Самоназвание ногайцев – ногай (мн.ч. — ногайлар).

Ногайцы подразделяют друг друга на группы, названия которых подчас совпадают с названием территории их проживания. Так, ногайцев, живущих на р. Кубань, называют къобан ногайлар – кубанскими ногайцами; ногайцев, живущих на р. Кума, – кумскими ногайцами – куьми ногайлар, бестав (пять гор – с ногайского) ногайлар – бештовскими ногайцами, ногайцами, живущими на Пятигорье.

Также ногайцы делятся на крымских ногайцев – Крым ногайлар, волжских или астраханских ногайцев – Эдиль (старое тюркское название р. Волги) ногайлар или астрахан ногайлар, ембойлуковцев – ембойлуклар, етишкуьллер – етишкульцев, етисанцев – етисанлар, караногайцев — тюмен ногай, таркинских таргъу, аксайских яхсай, костековских костек ногайцев (дагестанские ногайцы).

В Российской Федерации по переписи 2010 г. насчитывалось 103,7 тыс. ногайцев. Большинство их проживает на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане – 40407 человек, Чечне – 3444, Ставропольском крае – 22006, Карачаево-Черкесии – 15654, Астраханской области – 7589. Отмечены компактные группы проживания ногайцев в Сибири.

В ближнем зарубежье ногайцы проживают в Белоруссии и Литве, дальнем – в Турции, Румынии, Польше. Так, в Румынии ногайцев насчитывается около 30 тыс. человек, в Болгарии – около 5 тыс. В Турции ногайцев насчитывается, по разным оценкам, от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч. Компактно ногайцы живут здесь в основном в окрестностях города Конья. Включая отуреченных ногайцев, их общая численность может составлять 1 млн человек.

В современной России ногайцы проживают как в сельской местности, так и в городах. Ногайцы живут в городах Махачкале, Грозном, Черкесске, Ставрополе, Кизляре, Нефтекумске, Пятигорске, Минеральные Воды, Владикавказе, Тюмени, Якутске, Уренгое.

В 1929 г. в Дагестане был образован Ногайский район. Он включает в себя Терекли-Мектеб (районный центр) и аулы Батыр-Мурза, Бажиган, Боранчи, Карагас, Карасув, Кумли, Кунбатар, им. Ленина, Нариман, Татли Булак (быв. им. Калинина), Сулутюбе, Ортатюбе, Уй-Салган, Червленные Буруны (племзавод), Эдигеаул (быв. Янгиаул).

Помимо Ногайского района ногайцы живут в Бабаюртовском (сс. Бабаюрт, Тамазатюбе, Новая Коса, Геметюбе, Мужукай, Люксембург, Хамаматюрт), Кизлярском (сс. Нововладимировское, Крайновка, Макараул, Сангиши, Огузер, Урицкого, Новокрестьяновка (Ямантенаул), Рассвет, Черняевка, Степной), Тарумовском (сс. Тарумовка, Александро-Невская, Новогеоргиевка, Выше-Таловка, Новодмитриевка) районах, а также в поселке Главсулак Кировского района г. Махачкалы.

В Ставропольском крае ногайцы проживают в Нефтекумском районе в аулах Абрамтюбе, Артезиан-Мангыт, Ачикулак, Бейсей, Бияш, Ильяс-Кишлау, Каратюбе, Каясула, Нукус-Артезиан, Махмуд-Мектеб, Тукуй-Мектеб, Ямангой. В Степновском районе того же Ставропольского края они населяют аулы Ыргаклы, Степное; в Минераловодском районе – аул Канглы, Кочубеевском районе – аул Карамурзинский, частично селение Балахоновское, в райцентре.

В Чеченской Республике ногайцы проживают в основном в Шелковском районе (сс. Сарысу, Воскресенское, Мирный, Каршыгааул, 6-й совхоз, Коби, Красный Ударник, Червленная, Старогладовка, Курдюковская, Каргалинская, Гребенская, Дубовская, райцентр Шелковская).

В Астраханской области ногайцы проживают в ауле Лапас (Харабалинского района), аулах Сеитовка, Айсапай, Кояылы, Ланчык, Хожетай, Джанай, Ясын-Соккан, Белячное, Йодшалык, Малый Арал (Красноярского района), в пригороде областного центра и поселках Киркиле и Свободное. В Астрахани этих ногайцев называют карагашами. В Володарском районе Астраханской области и в основном в селе Тулугановка проживают кундровские ногайцы. Под Астраханью живет также этническая группа ногайского происхождения с татарским самоназванием юртовцы.

На Северном Кавказе ногайцы проживают в Ногайском районе (быв. Адыге-Хабльский) Карачаево-Черкесии: Адыге-Хабль (районный центр), Адиль-Халк, Икон-Халк, Кобан-Халк, Кызыл-Тогай, Эркинюрт, Эркин-Халк, Кызылюрт (Хабезского района), ауле Ильичевском (Прикубанского района), поселке Московском (Усть-Джегутинского района), городах Черкесске и Карачаевске.

Часть ногайцев обосновалась в Калмыкии – это ногайцы–утары Каспийского района. Потомки ногайцев – ногайбаки – проживают и в Ногайбакском районе Челябинской области.

В свете антропологической характеристики ногайцев необходимо отметить, что ногайцы расово неоднородны. Они принадлежат к южносибирской (туранской) переходной расе (промежуточной между европеоидной и монголоидной расами). При этом некоторые группы ногайцев вследствие сильного смешения с местными кавказскими народами включают в себя и чисто европеоидные типы (кубанские и кумские ногайцы).

Ногайский язык относится к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой вместе с каракалпакским и казахским образует кипчакско-ногайскую подгруппу. Сегодня выделяются два основных диалекта: караногайский и кубанский, а также говоры ачикулакских и астраханских ногайцев.

Страницы истории

Формирование ногайской народности началось в VI веке. Согласно выдвинутой Р.Х. Керейтовым периодизации формирования ногайской народности выделяются пять этапов: I (VI-VIII вв.) связан с тюркскими племенами; II (IX-XI вв.) — печенежский; III (XI-XIII вв.) — кипчакский; IV (XII-XV вв.) — золотоордынский; V (XIV-XVII вв.) — ногайский, связанный с появлением Ногайской Орды. Становление ногайцев завершилось в XVII веке и связано с окончательным утверждением Ногайской Орды как самостоятельного государства. Под этим этническим названием ногайцы еще в XIV-XV вв. были известны народам Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма.

Возникновение этнонима «ногай» и формирование на территории Северного Причерноморья, Кавказа и Крыма ядра ногайского народа связаны с именем золотоордынского хана Ногая (XIII век). Происхождение ногайцев историки традиционно связывают с именем золотоордынского темника Ногая.

Самые ранние упоминания о ногайцах и Ногайской Орде встречаются в русских летописях и посольских книгах 1479, 1481 и 1486 гг., в западноевропейских – на карте Мартина Вальдзеемюллера в 1516 г. и в письме польского короля Сигизмунда I крымскому хану Менгли-Гирею в 1514 г., в грамотах крымских ханов и сановников государям Польши и Руси в 1500, 1510 и 1516 гг.

В первой половине XVI века Ногайская Орда была одним из могущественных и влиятельных политических образований в Восточной Европе, с ней считались на Руси, в Крыму, Польше, Венгрии, Турции. Ногайская Орда получала дань от казанских татар, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1549 году в Ногайской Орде побывало посольство турецкого султана Сулеймана I. Через Ногайские степи и столицу Ногайской Орды город Сарайчик проходил главный караванный путь, соединявший Восточную Европу со Средней Азией.

В начале второй половины XVI века Ногайская Орда перенесла ряд серьезных бедствий. Постоянные междоусобные войны привели к тому, что во второй половине XVI века Ногайская Орда распалась и образовались два улуса – Большие и Малые Ногаи. Восточные районы Северного Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека – из Большой Ногайской Орды.

В конце XVII века значительная часть ногайцев с низовьев Терека и Сулака откочевала в Моздокскую степь, положив начало группе северо-восточных ногайцев, известных под именем караногайцев.

После включения ногайцев в состав России государственные образования были ликвидированы. Ногайцы становятся подданными Российского государства и активно участвуют в его судьбе. Так, ногайские конные полки под начальством мурз Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы выступали на стороне русских войск в Ливонской войне. Во время Отечественной войны 1812 года в составе армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, который дошел до Парижа.

С воодушевлением ногайцы встретили весть о победе Октябрьской революции. Решающую роль в объединении революционных сил ногайского и других народов с русскими революционными массами сыграли большевистские организации Кубани, особенно гг. Екатеринодара и Армавира. Одну из таких возглавлял большевик Краснодарского партийного комитета М. Санглибаев. В годы Гражданской войны на сторону советской власти перешел бывший штабс-капитан царской армии, Георгиевский кавалер, ногайский мурза Ахлау Муссович Ахлов (1891-1937 гг.). В апреле 1918 г. А. Ахлов был назначен командиром Первого Казанского мусульманского социалистического полка. Под его командованием полк неоднократно громил белогвардейцев на Волге. В июне 1919 г. А. Ахлов командовал Первой Башкирской сводной дивизией, которая участвовала в боевых операциях Южного фронта, в декабре 1919 г. защищала революционный Петроград.

Более 2500 ногайцев сражалось на фронтах Великой Отечественной войны. Из них вернулись 584 человека. За мужество и героизм 545 воинов-ногайцев из Черкесии и около 600 из Ногайского района Дагестана были награждены орденами и медалями Советского Союза. В их числе Кошмамбет Кидирниязов из Ногайского района, кавалер орденов Отечественной войны I степени и Красной Звезды, участвовавший в 1945 г. в Параде Победы в Москве, Алимхан Асанов, удостоенный за боевые подвиги ордена Славы всех трех степеней, Калмурза Кумуков из аула Икон-Халк, повторивший подвиг Александра Матросова, Абдулкерим Эдильбаев, участник Сталинградской битвы, похороненный на Мамаевом кургане в г. Волгограде.

Основные занятия

Традиционные занятия ногайцев — кочевое и отгонное скотоводство. Они разводили овец, лошадей, верблюдов, коз, крупный рогатый скот, а также домашнюю птицу (кур, гусей, уток, индюков). Издавна ногайцы занимались рыболовством и охотой.

Из ремесел были развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство вой­лока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры — арбабаши.

Кубанские ногайцы, перешедшие к оседлости еще в конце XVIII века, в основном занимались земледелием — сеяли пшеницу, ячмень, просо и кукурузу, из овощных культур на приусадебных участках больше всего выращивали картофель, огурцы, арбузы, дыни. В ХХ веке к оседлости перешли и остальные группы ногайцев. Помимо скотоводства у них стало развиваться и земледелие.

В наше время основными занятиями ногайцев продолжают оставаться земледелие, скотоводство, бахчеводство. Ногайцы открывают фермерские хозяйства, обеспечивая население Дагестана и жителей крупных промышленных городов страны мясомолочной продукцией. В весенне-летний период на арендованных землях выращивают арбузы, дыни, лук. Часть ногайцев выезжает на заработки в северные регионы страны — гг. Норильск, Нижневартовск, Сургут, Уренгой, где работают на предприятиях нефтяной и газоперерабатывающей промышленности.

Материальная культура

Основной тип поселения у ногайцев — аул. Этим термином обозначали зимнюю (къыслав) оседлую или летнюю (яйлак) кочевую группу населения от 10 до 200 семей. Для обозначения поселения, кроме термина «аул», использовали термины къабакъ и коьй.

Четкой планировки в аулах не было. Юрты устанавливались на расстоянии 6-12 м друг от друга, двери их выходили на юг. В центре аула стояла юрта богача — аулбая. Большие патриархальные семьи располагались обособленно, при этом в центре юрт родственников стояла юрта главы патриархальной семьи. Юрты были двух типов: термэ (разборная) и отав (неразборная), которая перевозилась на двухколесной арбе. Оседлые ногайцы жили в домах — уьй, которые строили из саманного кирпича.

В наше время ногайцы строят большие дома с просторными комнатами, в каждом есть кухня, гостиная, спальня, детская и т.д. Комнаты обставлены современной мебелью. Дома строят из обожженного кирпича и самана. Планировка жилища подчиняется структуре семьи, ее культурно-бытовым запросам.

Национальная одежда ногайцев была приспособлена к кочевому образу жизни. Сапоги имели высокие голенища, штаны — широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запахом и открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времен года.

Сегодня традиционный ногайский костюм вышел из употребления. Современная одежда большинства мало отличается от европейского стандарта. Но в одежде старшего поколения можно заметить элементы традиционного ногайского костюма. Старики носят папахи, овчинные шубы, пожилые женщины — платки. Сохранились и традиционные серебряные украшения.

Ногайская кухня весьма разнообразна и калорийна. Традиционными блюдами являются бешбармак (лапша), жареное мясо с луком, шашлык, пельмени, вареное мясо с лапшой, уха, сыр, пироги, яичница, хинкал, лакумы, баурсаки. Готовили колбасу из говядины и баранины. Мужчины, особенно чабаны, любили приготавливать къуърлеме из целой туши ягненка. Его свежевали, вынимали внутренности и томили в земляной яме 10-12 часов со специями. Из напитков употребляли ногайский чай, кумыс, йогурт, сладкую воду.

Современная кухня ногайцев сохранила все традиционные блюда и в то же время обогатилась блюдами русских, украинцев и других народов Дагестана.

Семейный и общественный быт

В XIX — начале ХХ вв. у ногайцев существовали две формы семьи: большая (неразделенная) и малая. Большая (неразделенная) семья была свойственна как оседлым ногайцам, так и кочевым. Для обозначения большой (неразделенной) семьи ногайцы использовали термин «аьел» — семья (применялся и для обозначения малой семьи), большая семья, люди одного котла, котел, большие дома, дружная семья, один очаг, один огонь, жилье отдельно, еда общая, питающиеся из одного котла. Численность больших (неразделенных) семей в 1860-1870 гг. доходила до 30-35 человек, количество поколений в семье – до четырех.

Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на всю фамилию до 6-го поколения.

Традиционные формы заключения брака разнообразны: брак по сватовству; левиратный и сороратный браки; колыбельное обручение; обменные браки; брак отработкой; брак похищением (похищение с согласия девушки). Свадебный цикл состоял из сватовства, бракосочетания, привода невесты в дом жениха, обряда открывания лица невесты.

В наше время из всей системы семейных обрядов ногайцев больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редко встречаются левиратные и сороратные браки, колыбельное обручение, умыкание и т.д. В то же время брак остается экзогамным, соблюдается, хотя и не в такой строгой форме, обычай избегания. Встречаются браки не только с представителями других национальностей, но и других конфессий. В остальном же в сельской местности ногайцы стараются сохранить традиционные элементы современной свадебной обрядности.

Особое место в общественном быту ногайцев занимали общественные праздники. Их можно условно разделить на календарные, связанные с циклом сельскохозяйственных работ, религиозные и семейные. Самым престижным праздником у степных ногайцев являлся Навруз-байрам – праздник встречи весны, у кубанских ногайцев — праздник первой борозды Сабантой (букв. свадьба плуга), открывавший новый сельскохозяйственный год. Из мусульманских праздников наиболее торжественно отмечали и отмечают дни жертвоприношения Курбан-байрам и разговения Ораза-байрам после месяца Рамазан.

В настоящее время в ногайском обществе наблюдаются оживление старинных традиций, тяга к познанию собственной истории, возрождение отдельных обрядов, особенно религиозных.

Духовная культура

Духовная культура ногайцев характеризуется значительными достижениями в области народного творчества — песенно-музыкального исполнительства, поэзии, музыки, танцев.

Классиком ногайской поэзии является Досмамбет Азаулы (Азовский) (1490-1530), который вместе со староногайскими поэтами Сыбрай Жырау (XV в.), Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шал-Кийиз Тиленши улы (1465-1560), Казы Туган Суьйиниш улы (XV в.) вошел в историю как основоположник народного эпоса, фольклора и поэзии казахского, ногайского и киргизского народов. Ими были сложены дастаны «Эдигей», «Коблайды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз» и многие другие произведения ногайской литературы. Героические поэмы исполняли йырау под домбру. Наиболее известными певцами прошлого являются Коркут, Шезбаян, Балашык улы, Кет-Буга Найманлы, Сыбра, Жиренше Шешен.

В довоенные годы прославились исполнением цикла героических песен и поэм «Сорок ногайских богатырей» Муса Йырау, Касым, Идрис Исхак улы.

На протяжении веков у ногайцев шло накопление лечебного опыта, что позволяло успешно лечить некоторые заболевания. Знали о целебных свойствах трав, молока, мяса и жира диких животных, которые широко применялись не только в лечебных, но и в профилактических целях. Были известны искусные лекари Самиет из Биарслана, Тамбике из Кумли, Патимат Магомедова из Наримана, Терекбай Терекбаев из Арсланбека, Суюндук из Бекераула, Кокоз Молле из Есалы, Оразган Аджиниязова из Бабаюрта и др.

В начале XX века в Ногайской степи стали появляться первые медицинские пункты. В Терекли-Мектебе была открыта медицинская аптека с фельдшером. В настоящее время в Ногайском районе функционируют две больницы: центральная и участковая, 6 амбулаторно-поликлинических учреждений, 14 фельдшерско-акушерских пунктов, станция скорой медицинской помощи.

Господствующей религией ногайцев является ислам суннитского толка (ханафитского мазхаба). Мусульманство, принятое еще при хане Берке приблизительно в 1254-1256 гг., постепенно распространялось и стало единой религией для всех жителей Золотой Орды, в недрах которой шли формирование ногайской народности и становление ногайской государственности. Ислам был официально признанной религией как при династии Чингизидов, так и при правлении Едигеева дома – первых ногайских правителей.

В XIX-начале XX вв. из ногайской среды выделилась целая плеяда высокообразованных людей, в том числе известные ученые, общественные деятели, журналисты, просветители. Среди них известный ногайский ученый и автор учебников арабского языка Абдрахман Умеров, преподаватель медресе «Галия» профессор Булат Салиев, Мазгар Муртазаев, преподававший в Багдаде, Стамбуле, Дамаске, был известен в странах Ближнего Востока, Поволжья и Средней Азии видный ногайский просветитель Абдул-Хамид Джанибеков.

Коренные изменения в системе образования произошли после Октябрьской революции. Сегодня в Ногайском районе функционируют 20 общеобразовательных школ, Терекли-Мектебский филиал Хасавюртовского педагогического колледжа, Терекли-Мектебское представительство дистанционного образования Современного гуманитарного института, филиал Северо-Кавказского исламского университета им. Шейха Мухаммад-Арифа, Исламский университет им. Имама Абу-Ханифы.

В советское и постсоветское время ногайцы получили большие возможности для подъема своей экономики, благосостояния, развития образования, здравоохранения и культуры. В ХХ в. большое число ногайцев достигло успехов в науке (Р. Керейтов, А. Санглибаев, Д. Кидирниязов, Д. Шихмурзаев, М. Кидирниязова, А. Курмансеитова, С. Арсланов, С. Аджиманбетов, А. Ярлыкапов, А. Джуманбетова, С. Аджигайтканова, Г. Шомарова, Ф. Атакаева, Д. Джумагишиев), литературе (Ф. Абдулжалилов, Б. Абдуллин, М. Авезов, Г. Аджигельдиев, Х. Булатуков, В. Казаков, С. Капаев, И. Капаев, К. Темирбулатова, А. Култаев, Б. Кулунчакова, К. Койлабаев, М. Курманалиев, С. Майлыбаева, К. Оразбаев, Ф. Сидахмедова), культуре и искусстве (Б. Кельдасов, С. Батыров, А. Кумратова, С. Рахмедов, Я. Кудайбердиев, У. Ваисов, К. Зармамбетов, А. Койлакаев, А. Султанбеков, З. Магомедова), спорте (Т. Картакаев, К. Исламов, Я. Болдаев, А. Алимов, Д. Адисов, А. Акманбетов, Б. Муллалиев, Э. Акмурзаев, У. Мурзаев, А. Аджиманбетов, Р. Ортабаев, Т. Менлиязов, Б. Язлыбаев, Г. Рамазанова, Э. Тенгизов, Ш. Аджиманбетов. Н. Биймурзаев, Р. Булгаров, А. Гаджи­ева, А. Джемакулов, А. Зекашев, Т. Кельдасов, Р. Аджиманбетов, А. Баймуратов, Т. Шамаров, К. Гапаров).

Событием огромной важности в области национальной культуры стало создание в 1984 году Государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай» и в 1994 году Ногайского государственного оркестра народных инструментов. В 2001 году был официально открыт Ногайский государственный драматический театр. Сегодня в Ногайском районе функционируют районный и 15 сельских Домов культуры, 14 сельских библиотек, районная и детская библиотеки, детская школа искусств с филиалами в трех школах, 2 народных вокально-инструментальных ансамбля.

Трудовые достижения ногайцев высоко отмечены Родиной. В районе живут и трудятся 26 заслуженных работников культуры Дагестана, 2 заслуженных деятеля искусств РД, 5 заслуженных артистов РД, 8 членов Союза писателей СССР и РФ, 18 членов Союза журналистов СССР и РФ, член Союза художников РФ, 40 заслуженных учителей РД, 31 почетный работник общего образования РФ, 7 Героев Социалистического Труда, 1 полный кавалер ордена Трудовой Славы, 6 кавалеров ордена Трудовой Славы 3-й степени, 12 кавалеров ордена Ленина, 7 кавалеров 2-х орденов Ленина, 2 кавалера 3-х орденов Ленина, 4 кавалера ордена Октябрьской революции, 9 кавалеров ордена Трудового Красного Знамени, 3 кавалера ордена Дружбы народов, 27 кавалеров ордена «Знак Почета», 1 кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Ощутимый след в экономической, общественно-политической жизни ногайцев и республики оставили политические и общественные деятели Б. Аджибаева, Отаров, Д. Адисов, Н. Арсланов, А. Аджиев, К. Янбулатов, Б. Кельдасов, Б. Аджигельдиев, Р. Мурзагишиев, А. Джуманбетов, З. Коштакова, М. Авезов.

8 сентября 2015 года в Министерстве юстиции РФ зарегистрированa Федеральная культурно-национальная автономия ногайцев, которую возглавляет глава муниципального образования «Ногайский район» К. Янбулатов. Это послужит дальнейшему развитию языка, культурно-исторических традиций ногайского народа.

Ногайцы внесли достойный вклад в развитие Дагестана. Сегодня ногайцев, как и других народов Дагестана и России, волнуют процессы, происходящие в стране в целом. Одна из проблем — разделенность ногайского народа, другая — проблема занятости трудоспособного населения, которая привела к оттоку части ногайского населения в поисках работы в северные регионы страны.

Примечания:

1. В историографии утверждается, что золотоордынский темник Ногай де-юре не был признан ханом Золотой Орды, хотя де-факто обладал всей полнотой власти хана Золотой Орды. Есть версия, что Ногай является потомком кипчакских султанов (ханов), объединившим вокруг себя основной костяк кипчаков – предков современных ногайцев.

2. Дата 1489 год отражает историческое событие. В этом году между Московским государством и Ногайской Ордой было подписано соглашение о союзе и сотрудничестве. Дальнейшие события показали, что процесс собирания земель вокруг Москвы при поддержке Ногайской Орды проходил более успешно.

Мадина Гимбатова, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Статьи из «Ногайцы»