Сетевое издание «Дагестанская правда»

08:00 | 23 января, Сб

Махачкала

Weather Icon

Нужны смелые решения и свежие идеи

A- A+

- Куда поступать собираешься? - поинтересовалась недавно у соседки-школьницы. - В педагогический, - без запинки ответила она. - Учительницей хочу стать. - Еще каких-то два года назад вряд ли можно было услышать такой ответ. Престиж профессии педагога возродился. Пожалуй, нет такой сферы, которой руководством республики уделялось бы столько внимания. Президент Муху Алиев не устает повторять, что образование - наш стратегический ресурс. Минувшие два года стали переломными и в плане улучшения условий функционирования учреждений образования. И в том, что касается социально-экономического положения занятых в этой сфере. И в создании необходимой правовой базы и нормативно-законодательного обеспечения деятельности. С чего же было начинать беседу с министром образования и науки РД Алексеем Гасановым, как не с констатации этих перемен.

— Алексей Петрович, как вы оцениваете ход реализации в нашей республике приоритетного нацпроекта «Образование».

— Думаю, все согласятся, что эту роль трудно переоценить. Его реализация позволила значительно улучшить и обновить материально-техническую базу общеобразовательных учреждений. Впервые с 2007 года в республиканском бюджете ежегодно предусмотрены средства на софинансирование приоритетного нацпроекта в сумме 50 млн. рублей. На сегодня 312 школ, в которых активно внедряют инновационные образовательные программы, получили по одному миллиону.

За счет федерального бюджета премировано 48 человек из числа талантливой молодежи. Десять юношей и девушек отмечены премией из республиканского бюджета. Свыше 24197 классных руководителей получают дополнительное вознаграждение за классное руководство. Поощряются лучшие учителя: 1058 педагогов заслужили по 100 тысяч рублей за счет федерального бюджета, двадцать — из республиканского.

Получено 237 школьных автобусов. Пополнились фонды учебных пособий на 616 комплектов.
— Особенно впечатляет информатизация…

— Вы правы, — 1279 учреждений получили доступ к сети Интернет. В прошлом году пользование услугами Интернета оплачивалось из федерального бюджета. А из республиканского оплачены поставки компьютеров в каждую подключенную школу.

Если подытожить, то по всем направлениям нацпроекта «Образование» в республику привлечены дополнительные средства из федерального бюджета на сумму около 1,5 млрд. рублей.

— Слов нет, деньги идут немалые. Но помнится, не так давно Президент Муху Алиев сказал, что можно иметь хорошую школу, можно иметь в ней современные средства обучения, но без хорошего педагога невозможно рассчитывать на успех. Изменились ли сами педагоги?

— Безусловно, перемены есть. Но что скрывать, в основном они характерны для тех, кто и так был на уровне. Сильна еще инертность массы. Проблема-то начинается не в школах, а еще с вузов, с низкого качества подготовки педагогических кадров. Не секрет, что многочисленные филиалы производят брак. В головных — получше. Боремся мы с филиалами, но пока с переменным успехом. Вот говорят — оборотни в погонах. А в школах пока еще есть оборотни с указкой в руках, то есть те, кого к детям и подпускать нельзя. Проблемы в образовательных учреждениях, они что — от детей разве идут? Нет, от взрослых. И пока мы наблюдаем такой процесс, хорошие школы становятся еще лучше, как и хорошие педагоги. Но остаются еще те, кого с места стронуть не удается. 

— А вы можете, посетив только один урок, определить — «оборотень» перед вами или настоящий учитель?

— Это не так легко. Но вот нерадивого учителя вычислить легче по каким-то, иногда едва уловимым, признакам. Достаточно обмолвиться несколькими фразами, по сторонам посмотреть. О многом может сказать, к примеру, отбитая штукатурка возле дверного косяка.

Вообще благополучие в отдельной школе зависит от ее руководителя. А в целом картина в образовании — от главы города или района. Если он понимает всю его значимость — результат обязательно будет. Это же отрасль, не похожая на другие. Она, так сказать, с отсроченным результатом.

— Алексей Петрович, все меняется, а вот поборы в школах остаются…

— Вы понимаете, бюджетных средств все равно не хватает на все. И здесь очень тонкая граница — где-то собирают строго по решению попечительского совета или родительского комитета. А где-то злоупотребляют, превращая в добровольно-принудительные взносы. Хочу напомнить родителям одно — заставить сдавать деньги вас не может никто. Любые сборы принудительного характера — противозаконны.

Если подытожить, то по всем направлениям нацпроекта «Образование» в республику привлечены дополнительные средства из федерального бюджета на сумму около 1,5 млрд. рублей

— Говоря о качестве обучения, невозможно обойти ЕГЭ.

— В ходе федерального эксперимента по введению Единого государственного экзамена создается технологическая, организационная, содержательная основа для объективной и достоверной системы оценки качества общего образования. ЕГЭ в 2007-м году сдали 30720 человек по русскому языку и 30755 человек — по математике.

Сдавать экзамены в форме ЕГЭ учащемуся сложнее по определению. Впервые ставит оценку не сам учитель, а государственная экзаменационная комиссия, и влияние на результат «со стороны» ограничено. Но, тем не менее, как говорится, вода находит русло. Наша задача — локализовать эту возможность. Для снятия проблемы нужны системные решения. Ввели ЕГЭ для всех — и проблема медалей исчезла. Статус медали становится таким, каким должен быть. Стала продуктивной и работа по проведению экстерната.

— Алексей Петрович, я была не так давно на открытии спецкласса для детей с ограниченными возможностями в средней школе №4. Смелый проект — объединить здоровых школьников и детей с ограниченными возможностями.

— Да, и в этом его сила. Вы заметили, как с первых минут появления в школе этих детей их стали опекать ровесники. Я растрогался, честно говоря. Осуществить задуманное было нелегко. Прежде всего требовалось подобрать не очень большую школу, отвечающую всем требованиям. Задача не простая, если учесть, что в Дагестане все школы работают в две-три смены, особенно в Махачкале. Реализуя проект инклюзивного образования под патронажем ЮНИСЕФ, мы нашли полное понимание в администрации города. Открытие спецкласса — прецедент, который, мы надеемся, найдет продолжение в других городах. В этом году мы хотим выделить школе специальный автобус для таких детей с пандусами.

— Насколько я знаю, впервые в прошлом году ваше министерство отвечало за обеспечение жильем детей-сирот?

— В 2007 году жильем были обеспечены 99 человек этой категории. Порядка 15 процентов от потребности. Такого охвата данной категории нуждающихся раньше не было никогда. Это очень сложная работа. Думаю, нам удастся сделать ее системной.

— Примета прошлого года — и восстановление в школах горячего питания…

— Более 207 млн. рублей было выделено на горячее питание в 2007 году и более 300 предусмотрено на 2008 год. Благодаря этим деньгам мы сначала увидели все проблемы организации питания школьников. С другой стороны — смогли привлечь деньги муниципальных образований — еще 20 млн. рублей — в прошлом году. Раньше Дагестан занимал одно из последних мест по этому показателю, только менее 5 процентов учащихся могли питаться в школах. Сегодня горячим разовым питанием охвачены 100 процентов учеников с 1 по 4 классы. Один из положительных эффектов — восстановление инфраструктуры школьного питания. Не будь этих денег — это было бы невозможно. Работа сложная, но первые результаты уже есть.

— Я знаю, что вы часто выезжаете на места. Как строится у вас там работа?

— Перед командировкой сначала весь материал концентрируется: что хорошо, что плохо. Определяем маршрут. Иногда поездка длится не один день. Сначала — встречи в педагогических коллективах, когда есть возможность определить «болевые точки», расставить приоритеты, выслушать людей. В конце визита — встречи с активом, представителями школ района, подведение итогов. Практика показывает, что это оптимальный вариант.

— А как складывается рабочая неделя министра?

— В понедельник определяем задачи на неделю. Среда у меня приемный день. Но если есть посетители, особенно кто издалека приехал, или пожилые — принимаю не глядя в календарь. Ездить приходится часто. В ближайшее время предстоит плановая поездка в Юждаг. Во многих местах был по нескольку раз. В Карабудахкенте, Кумторкалинском районе. На местах получаешь прямую, объективную информацию, а не опосредованно, когда в кабинете сидишь. Чем больше у тебя объективной информации — тем больше ты министр.

— Недавно исполнилось два года, как вы на этой должности. Как вы себя ощущаете?
— Иногда кажется, что все уже знаешь. А порой — что только приступил.
— Назовите, пожалуйста, самую острую на сегодня проблему ведомства.
— Их достаточно. Очень беспокоит такой показатель, как охват всеобучем. Это один из самых тяжелых вопросов. Здесь есть и наша недоработка — начиная от министерства и кончая учителем.

— А ситуацией вы владеете?

— Мы знаем пофамильно всех, кто не ходит в школу. Из года в год эта категория пополняется. Это в основном те, кого родители не считают нужным посылать в школу. Все опять-таки от взрослых идет. Мол, зачем ему учиться, пусть зарабатывает, выходит замуж…

Согласен, что наши усилия еще недостаточно эффективны. Если мы смогли решить с медалями, решаем с экстернатом, справимся и здесь. Инертность мешает, штампы. А надо анализировать, решения находить нетривиальные, новые, что мы сейчас и делаем.

— Как обстоит дело с преподаванием родных языков?

— По реализации национально-регионального компонента сделано немало. В конце 2006 года список остродефицитных учебников составил 215 позиций, в том числе 126 — для начальных классов. Благодаря принятым мерам удалось улучшить ситуацию. К примеру, издательство НИИ педагогики осуществило издание шести наименований учебников в 2007 году и 18 наименований выполнит в 2008-м, более чем на 30 млн. рублей. Издательство «Лотос» выпустило их более чем на 4 млн. рублей.

В феврале прошлого года был утвержден новый состав Экспертного совета и принято новое Положение о нем, провели заседания языковых секций с авторами.

На своих рабочих совещаниях мы не раз обсуждали вопрос национально-регионального компонента. Мной издан приказ «О мерах по совершенствованию изучения родных языков в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан». В перечень школьных олимпиад ввели олимпиаду по родной литературе. Есть приказ и о проведении в 2007-2008 учебном году конкурса «Лучший учитель родного языка». Впервые приняли участие во Всероссийском конкурсе учителей родных языков, проводимом в рамках Всероссийского форума «Языки народов Российской Федерации» — национальное богатство общества и государства» учителя из нашей республики — Н.Балашова из Карабудахкента и С.Айтемирова из Гунийской гимназии Казбековского района, удостоившаяся Диплома первой степени.

В октябре прошлого года была подписана Комплексная программа подготовки национально-регионального компонента учебников с издательством «Дрофа», рассчитанная на 2007-2013 годы. В рамках этой программы предусмотрено издание учебников родных и русского языков, учебно-методические комплексы по истории Дагестана и другие. Этот проект объемный и в финансовом плане (на 2008-й год стоимость заказа составляет около 49 млн. рублей) и по тиражам. Но проблемы остаются, и связаны они прежде всего с тем, что была снижена мотивация к изучению родных языков. Нужно обеспечить в достаточном количестве учебниками, квалифицированными преподавателями. Это стратегическое, если хотите, направление.

— Как и профессиональное образование?

— Профобразование тоже не сходит с повестки дня. Провели совместную коллегию с Министерством промышленности, транспорта и связи по теме «Меры государственной поддержки УНПО по подготовке специалистов рабочих профессий, востребованных на рынке труда». Аналогичная работа проведена и по линии сельского хозяйства. Разработан межведомственный план мероприятий содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профобразования республики, подготовлены проекты договоров промышленных предприятий с учебными заведениями НПО для целевой подготовки. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы экономики, науки, техники, технологий и социальной сферы. Принято постановление Правительства РД «Об оптимизации сети государственных образовательных учреждений начального профобразования республики». В рамках его реализации сдано три ресурсных центра: в Дагогнях, Буйнакске. Создано республиканское профтехучилище №1, объединившее в себе потенциал профтехучилищ № 2 Хасавюрта и № 18 Бабаюрта.

— Итак, Алексей Петрович, будни вашего министерства…
— …это качественно новые задачи. Это работа на конкретный, конечный результат, для чего нужны смелые идеи и свежие решения.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»