Сетевое издание «Дагестанская правда»

20:00 | 21 октября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Образование – не полигон для экспериментов

A- A+

Новая схема взаимоотношений нашей страны с западным миром вызывает нескрываемую агрессию и желание побольнее ударить своего северного соседа. Стараясь улыбаться протокольной улыбкой на саммитах крупнейших держав мира и давая заведомо невыполнимые обещания, США получают удовольствие от того, чтобы продемонстрировать российским партнерам циничную позицию в борьбе с ИГИЛ (запрещенной в РФ и ряде других стран) и нанося удары по регулярной сирийской армии, лицемерно заявляя о досадной «ошибке» американских военных.

Политика однополярного мира продолжает довлеть над американцами,  не желающими смириться с тем, что военно-космические силы Российской армии «правят балом»  в войне миров, определяя  внешнеполитический курс нашей страны.

И стоит  задуматься над тем, что сегодня от  того,  насколько успешно  мы сумеем реформировать  российское образование, которое иначе, как стратегическим не назовешь, зависит,  какой страной мы станем в ближайшее десятилетие, чтобы уверенно    отвечать на внешние угрозы. Это правда, как и правда то, что здесь сегодня скопилось наибольшее количество проблем, справиться с которыми одномоментно невозможно.

Образование – та отрасль, куда легче всего пробраться иностранному лазутчику, будь то Сорос, нанесший в начале 90-х отечественной системе образования невиданный урон, или  создатели альтернативных учебников по самым различным дисциплинам. В них даже двоечники находят грубые орфографические ошибки. Существуют и разнополярные трактовки тех или иных исторических событий, подвергающих сомнению итоги Великой Отечественной войны, расставляя по-своему исторические акценты на приграничных территориях.

Все это  превращает школьное, вузовское образование в полигон для экспериментов. И в уральских, сибирских вузах сегодня поднимается вопрос о создании новых государственно-административных границ  независимых от России государств. Здесь трактуют российскую историю в совершенно ином  свете, подвергая сомнению устоявшиеся представления.

К одной из самых трудноразрешимых проблем можно отнести и  качество преподавания в школах, где учителями работают те,  кто не сумел набрать баллы для престижного вуза. Вот и в нашей республике,  выступая на августовском совещании педагогов,  где собрался учительский актив, Глава республики Рамазан Абдулатипов указал не только на слабую базовую подготовку педагогов, но и на то, что большая часть дагестанских учителей,  а это более 65 процентов, не прошли аттестацию.

 А это значит, что учащиеся общеобразовательных школ  не сумеют поднять планку ЕГЭ на более высокий уровень,  несмотря на ту огромную работу, которую  проводит профильное министерство, не только совершенствуя материально-техническую базу, но поднимая вопросы развития образования, проводя на базе ДИРО «всеобучи»  для педагогов, не подтвердивших квалификацию. Положение аховое.  Да вот только не все педагоги осознают, чем чревата элементарная безграмотность. Собственно, и ситуация с русским языком, несмотря на то, что создана Ассоциация по русскому языку, прошел форум педагогов-словесников, продолжает оставаться сложной. А ведь  роль русского как языка межнационального общения необходимо  постоянно поддерживать, учитывая ментальность   многонациональной республики,  где русский язык   объединяет  множество народностей, проживающих в южном российском приграничном форпосте.

Образование  и политический вопрос. Отсюда тянутся корни формирования  национальной идентичности. И надо понимать, что учитель русского языка несет в себе не только образовательную функцию. Он – проводник политики российской государственности. И от него  зависит, каким будет поколение нового века. К сожалению, за годы безвременья мы утратили языковые традиции, что исконно  существовали в горном крае. А ведь на протяжении  десятилетий  навыки русского языка горцам прививали русские учителя, многие из которых остались здесь жить, создали семьи. Они стали той связующей нитью, что создавала преемственность языковой культуры. Да и сама фигура учителя, согласитесь,  пользовалась непререкаемым авторитетом среди горцев, в селах и городах. Но что-то, видно, стало уходить из нашей жизни.

Многие из  русоведов,  историков не могут внятно расска­зать о периоде новейшей истории, объяснить основные воспитате­льные компоненты  образователь­ных стандартов и допускают грубей­шие ошибки в тех же проверочных диктантах. И последний флеш­моб с тотальным диктантом обнаружил столь вопиющую безграмотность, что это вызвало оторопь у экзаменующих. Лишь один  процент выдержал планку минимальной грамотности. Теперь представьте проблему русского языка в масштабах страны. Обратите внимание  на вывески наших магазинов, торговых центров. Счастье, если не обнаружите грубой ошибки в самых элементарных простых словосочетаниях. А уж на розничных рынках и того хуже, такого понасмотришься, что хоть «караул!» кричи. Это я  к тому, что упадок общего образовательного уровня  привел  не только к вопиющей безграмотности, но и к снижению уровня языковых традиций.

Совсем не случайно Рамазан Абдулатипов предложил следующий год назвать Годом  русского и родных языков. В этом Глава республики видит выход из сложившейся ситуации, привлекая внимание педагогов и к родным языкам, обучение которым зачастую носит формальный характер. А  национальная республика испытывает повсеместный дефицит   авторов, которые могли бы написать достойный учебник на языках народов Дагестана. Помнится, дагестанские  ученые-историки взялись за это дело, создав весьма неплохой учебник по истории. Да, кажется,  на этом и остановились.

Еще на что хотелось бы обратить внимание, так это  на то, что чтение, надо это признать, уходит из жизни современного школьника, студента. Что же они предпочитают читать в Интернете? Конечно же,  речь пойдет не о серьезной литературе, классике, куда там! Это дешевая бульварная продукция  или, что еще хуже, литература, призывающая к  идеологии  террора,  экстремизма, насилия. Происходит это незаметно для молодого человека,  оказавшегося вовлеченным  в идеологическую войну интернет-лазутчиками,  вполне профессионально владеющими технологиями по зомбированию сознания. Под прицелом  интернет-копий оказываются не только  молодые люди, проповедующие ислам, но и православные, для которых, казалось бы, не представляет угрозу  ИГИЛ. Но они, как мотыльки, сгорающие во всепожирающем огне,  погибают  за лжеидеи фундаменталистов. Что бороться необходимо с этой бедой всем миром, понятно. Но важно, чтобы в этом противостоянии были задействованы не только  силовики, но и весь честной народ.

Выезжая с выборным агитдесантом в районы республики, убедилась, насколько действенен диалог с людьми, как они  истосковались по  живому  общению, в котором  можно высказать все, что лежит у тебя на душе, что беспокоит, о чем болит сердце. Как мне кажется, подобную  практику  стоит и дальше применять и говорить с людьми, молодежью  о существующих проблемах, чтобы и местная власть зашевелилась и не шла на поводу у тех, кто пытается запугать муниципальных чиновников. Или мы забыли, что мы – дагестанцы, которые никогда не терпели  пришлых завоевателей, пытающихся насадить здесь  иной миропорядок. И только вместе мы справимся с той силой, которая словно  цунами вымывает корневую основу, выхолащивает из душ новых поколений все, что связано с  историческим прошлым, нашими традициями, обычаями.

Нельзя забывать и о том, что Кавказ остается тем самым лакомым куском для  притаившихся интервентов, кто изнутри пытается подорвать  общегражданскую идентичность, навязывая молодому поколению теорию гражданина мира, ориентированного на чуждые ценности и представления. И кому как не учителю знать и помнить о том, что от него зависит формирование  целостного мировоззрения. И если сегодня педагог не знает,  какие ценности он должен пропагандировать,  значит ему не место в школе.

Да, многое нам сегодня необходимо пересмотреть, чтобы понять, в каком мире мы живем, какие приоритеты  должны стать основополагающими. И четко   осознавать, что судьба нашей родины находится в наших руках – учителей, общественных деятелей, простых неравнодушных  дагестанцев, способных проявлять гражданскую позицию,  и  помнить, что Родина – величина постоянная…

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»