Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:00 | 25 ноября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Одаренные дети – интеллектуальное будущее республики

A- A+

Программа «Одаренные дети» - одно из стержневых направлений современной системы образования, основные положения которой занимают центральное место в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Президент РД Р. Абдулатипов особое внимание уделяет одаренным детям, делает ставку на креативное, творческое поколение, способное к самореализации.

Задача эта не одного дня. Ведь речь идет о системных преобразованиях в образовании республики, совершенствовании подготовки педагогических кадров нового поколения. Какие же главные вопросы, стоящие перед педагогами республики, должны стать движущей силой в культивировании талантливой молодежи?

Об этом говорили педагоги на республиканском круглом столе «Проблемы развития детской одаренности в образовательных учреждениях».

Кандидат биологических наук З.Борзова в своем выступлении констатировала, что любое общество развивается благодаря интеллектуальной элите, которая задает параметры развития науки, техники, культуры. Не обойтись без элиты и нашей республике. И формировать эту элиту должны главным образом педагоги, давая базовые знания для развития одаренных детей. Виды деятельности могут быть самые разные – интеллектуальные, эстетические, лингвистические, спортивные, политические, хозяйственные. И под каждым из них подразумеваются одаренные личности, достигающие более высоких результатов, чем окружающие.

Разнообразие способностей необходимо рассматривать в виде шкалы между нормой и одаренностью, талантливостью. И выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологической особенности, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из ведущих аспектов деятельности школы. Наиболее одаренные дети имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие способности, доминирующую активность, познавательную потребность.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся реалиям, формируя компетентную личность. На примере конкретного учебного заведения зам.директора по научно-методической работе МБОУ №3 г.Махачкалы З.Самедова рассмотрела работу с одаренными детьми. По ее мнению, в программе развития школы одной из ключевых задач значится «создание условий максимальной реализации личного потенциала обучающихся, обеспечение высокого уровня качества и доступности образования», поэтому не случайно одна из составных частей программы развития лицея – подпрограмма «Совершенствование системы работы с одаренными детьми». Обеспечение благоприятных условий для интеллектуального и личностного роста детей с признаками общей одаренности решается за счет изменений в содержании, методах и организации обучения в рамках основного общего образования для одаренных школьников.

У каждого образовательного учреждения свой набор индивидуальных мероприятий работы с одаренными детьми. Педагоги в своих выступлениях останавливались на проблемах, возникающих при реализации программы «Одаренные дети». Ведь, несмотря на положительный опыт, именно в школе обнаруживаются проблемы, связанные с обучением и развитием одаренных детей. Далеко не всегда одаренность ребенка адекватно воспринимается окружающими.

Опыт работы показывает, что социализация таких детей проходит трудно, с большими сложностями. Зачастую одаренные дети чувствуют себя в «отдаленной среде» неуютно: не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношение к сверстникам. Пытаясь быть как другие, одаренный ребенок нередко затормаживается в развитии. Да и педагоги не всегда в состоянии реализовать способности исключительно одаренных детей и не умеют в достаточной мере стимулировать их развитие, активность, не способны оказать квалифицированную помощь их родителям. А иногда педагогу просто некогда уделить достаточно внимания одаренному ребенку. И бывает, он существенно переоценивает его способности. И поэтому социально-профессиональная подготовка учителя должна учитывать особенности одаренных детей, вникать в мотивы их поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, развивать по индивидуальным программам, разнообразить формы работы, творческие мастерские.

Талантам надо помогать – творческое кредо завуча по научно-методической работе СОШ №11 г.Избербаша, призера конкурса «Учитель года-2013» И. Селимовой. Она уверена в том, что современному учителю, работающему с одаренными детьми, уже недостаточно однажды полученного набора знаний, умений, навыков. Мало семинаров, тренингов. Необходимо самому быть публичным, открытым, творческим, но это непросто. Заниматься исследовательским проектом одаренный ребенок будет только при условии получения радости как от самого процесса, так и от общения с научным руководителем. Следует отметить, что не каждый и преподаватель вуза справится с этой непростой работой. Многолетняя практика показывает, что в процессе работы над проектами важным моментом является наличие подходящей социальной среды, только тогда талант добивается признания. Что же нужно сделать нам, педагогам, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, задается вопросом педагог. Прежде всего необходимо реализовать себя, добиться признания и известности, чтобы иметь возможность создания интеллектуальной среды в школе.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей: раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, занятия по индивидуальной программе и т.д. Между тем жизнь показывает, что достигают высот чаще не те, кто более развит, а те, кто более настойчив, кто упорно идет к выбранной цели.

Прозвучали на круглом столе и другие выступления педагогов, содержащие полезный опыт, методики работы с одаренными детьми.

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»