01:00 | 24 июня, Вс

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Окно в огромный мир

Личность
A- A+

А он и не сопротивлялся. Студенту педвуза нравилось общение с детьми, уроки, на которых, раскрывая мир своим ученикам, он и сам испытывал чувство гордости за то, что он – учитель. Это сейчас в Интернете чего только не накидано, сетует он. И не знаешь: радоваться прогрессу или ужасаться тому, что он замыкает сознание детей на второстепенном или, что еще хуже, вовлекает их в виртуальные игры, отторгая от реального мира.

Сегодняшний ученик не хочет читать вообще, его и за уши не притянешь к книге, сетует директор. Это обидно. Раньше человека, обладающего библиотекой, миллионером считали. А сегодня на книжных развалах такую классику видишь, что раньше и во сне не могла присниться.

— Я часто задумываюсь над тем, – размышляет он, – как вернуть детям классическую школу. Нет, я не имею в виду прежнюю систему образования (хотя и не помешало бы), а то прежнее отношение к школе как к источнику знаний. Коллеги меня уверяют, что это невозможно. Да, слишком быстро устаревают знания, и учитель для ученика сегодня не наставник, а скорее попутчик, подкрепляющий теорию практикой, развивающий наклонности к тому или иному предмету, говоря современным языком, профильному обучению. Все верно, но хочу сказать, что в непростой работе педагога непреложной истиной должно оставаться воспитание учеников не однобокими узкими специалистами, а образованными людьми, для которых школа – окно в огромный мир без начала и конца. Но для этого и самому педагогу необходимо трудиться, опережая вопросы пытливых учеников.

Да, таких учителей можно по пальцам пересчитать. И директор соглашается с мнением многих, что сегодня в педагогику идут неудачники. Слишком незначителен престиж профессии, к которой ранее стремились самые лучшие, а сегодня уроки в школе ведут троечники педвузов. Отсюда и бесконечная карусель взаимных обвинений: слабые выпускники школ – слабые выпускники вузов. Валиев уверен, что назрела уже необходимость разработать госпрограмму для молодых специалистов, чтобы они в очередь становились в школу. И это должно относиться не только к сельской, но и городской школе.

А еще – это уже личная точка зрения директора – не дело это, отдавать школу только в женские руки. И он объясняет – почему. В семье, а уж тем более в дагестанской, авторитет отца во все времена оставался незыблемым. Вот и в школе ребенок должен чувствовать твердое мужское плечо, дать ему почувствовать, что мужское слово твердое и его надо не просто держать, а нести по жизни.

Дибир Шарапудинович вспоминает времена начала 90-х, когда школы разваливались, а педагоги подыскивали место, где заработок повыше. Он тогда, чтобы прокормить семью, устроился в департамент налоговой полиции республики, работал заместителем начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Махачкалы. Казалось бы, чего еще нужно: дослужился до высоких чинов, не бедствовал. Но в душе всегда точно знал, что в школу все равно вернется. В 2016 году, когда предложили возглавить Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей, обрадовался. Думал, ну вот, началась настоящая работа.

Тогда он и представить не мог, насколько из рук вон плохо там обстоят дела. Первое, что сделал, открыл журнал успеваемости учащихся и не поверил своим глазам: что «одаренные» детки не вылезают из двоек. Многие из них, попав сюда по протекции, не то что талантом, элементарными знаниями не обладали. Директору пришлось применить жесткую тактику: избавился от «блатных», распрощался и с частью педагогического коллектива, взамен пригласил владеющих самыми современными методиками опытных учителей, для которых слово инновация было не обезличенным, а конкретным прикладным понятием.

— Я хотел, чтобы наши выпускники вырастали творческими людьми, чувствовали себя на равных с ровесниками из самых продвинутых российских, регионов. Да что там российских, – международных престижных учебных заведений.

Именно такие, как мой собеседник, неравнодушные, переживающие за судьбу современного образования руководители и поднимают с колен школу, выявляя талантливых, одаренных детей, на которых и делает ставку наша страна, республика. Достаточно сказать, что лицей по итогам независимого анализа включен в список 200 лучших образовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень развития способностей. Ему вручен сертификат Московского центра непрерывного математического образования при информационной поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты». Сюда прибавьте участие лицея в различных всероссийских, республиканских конкурсах и предметных олимпиадах для одаренных детей, математических сборах в Сочи-Сириус, республиканском этапе Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», международной олимпиаде по математике от проекта mega-talant.kom., международной олимпиаде проекта intolip.org «Осень-2017», «Зима-2018».

Победы эти не случайны. Директор считает их результатом усилий всего педагогического коллектива. Но, как мне кажется, Дибир Шарапудинович немного лукавит. Он и сам, словно навигатор, определяющий курс своего корабля, тонкий психолог, крепкий руководитель, нацеливающий не только педагогов, но и учеников на высокие результаты. Главное, считает он, надо убедить ученика в том, что ему многое по силам, что он талантлив, умен и его ждет успех, что его знания – главный капитал, открывающий двери в самые престижные кабинеты, а еще в науку, где он обязательно сделает открытие мирового значения. Это целая методология, убежден директор.

В лицее создана атмосфера теплого дома, общей семьи, объединенной одними целями и задачами. Здесь могут гордиться успехами не только в учебе, но и в спортивных, творческих, военно-патриотических конкурсах. Особенностью современного образования директор считает дифференцированное обучение, позволяющее реализовать способности каждого учащегося. Лицей ориентирован на физико-математическую, гуманитарную, химико-биологическую, компьютерно-информационную специализации.

Директор интересно формулирует предметные основы, например, физики, определяя отношение учащихся к предмету как к составной части общей культуры из области естествознания, способствуя усвоению основ научного метода познания, раскрытия единства универсальных законов природы. Увязывая профильные науки в единое целое, превращает учебный процесс в многослойное познание мира, где все необходимо рассматривать во взаимосвязи различных научных теорий.

— У нас учатся дети со всего Дагестана, – говорит директор, – реализуется программа «Одаренные дети», а с прошлого года запущен проект «Я одарен!». Новизна проекта заключается в его многоступенчатости, создании идеальной модели, включающей максимум современных средств и способов работы, создающей таким образом систему выявления и педагогической поддержки одаренных детей как уникального ресурса развития республики.

– Да, растить таланты нелегко, – признается мой собеседник, – это особый мир, в котором важно распознать, рассмотреть талант, иначе он бесследно растворится, оставаясь неразгаданным, непознанным.

Директор без устали рассказывает об успехах своих подопечных, сетуя на недостаточную материально-техническую базу лицея. Еще так много предстоит сделать. Они только в начале пути…

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Личность»