Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 20 сентября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Он бомбил Берлин в первый год войны

A- A+

Для ветерана войны и труда, активного участника Великой Отечественной войны Идриса Гасановича Идрисова (на снимке) 9 Мая двойной праздник – день рождения и День Великой Победы советского народа.

Родился ветеран 9 мая 1922 года в селении Аксай. В свой 91 год он в отличной форме и в добром здравии, принимает активное участие в общественно-политической жизни республики. Он – один из самых уважаемых и почетных людей Дагестана, за  трудовые подвиги награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, за ратные подвиги — Красной Звезды, «Отечественной войны», избирался депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР…

Нелегким было детство у Идриса. В 1932 г. по болезни умерла мать, а через четыре года скончался отец. Мальчик в 11 лет остался сиротой. В 1936 г.  талантливый и способный юноша поступает в престижное учебное заведение – Хасавюртовское педагогическое училище, являвшееся «местной академией наук» — кузницей кадров для молодой советской республики.

В 1939 г. И. Идрисов успешно закончил педучилище и был направлен учителем в Костекскую неполную среднюю школу. Но молодому учителю  долго здесь работать не пришлось. В 1940 г. был призван в ряды Красной Армии.
И. Идрисов попал на ускоренные курсы в ШМАС (школа младших авиационных специалистов), которая находилась в Подмосковье. Курсант И. Идрисов учился на авиационного радиста-стрелка. Когда оставался месяц до окончания учёбы, началась война.

— Срочным образом началось комплектование боевых экипажей. И я вошёл в экипаж дальней авиации. Нас обучали на различных типах самолетов, особенно на типе «ИЛ-4». Его высота полета была 3-4 тысячи километров и скорость — 600 км/час. На тот момент он был самым лучшим образцом. Как сегодня помню, — рассказывает ветеран войны, — в конце июля — начале августа 1941г. сформировали секретную группу экипажей дальнего действия для сброса бомб на логово фашизма — Берлин. Мы с этой операцией справились успешно — одними из первых бомбили Берлин.

Потом стали летать на очередные боевые задания на вражескую территорию. Особенно тяжело приходилось лётчикам, они по 6-9 часов находились за штурвалом бомбардировщика. Выдерживали. Патриотический дух был выше всех пределов!

Мастерство наших асов не уступало умению фашистских летчиков, а наши патриотизм и любовь к Родине были превыше всего, дороже собственной жизни. В этом было наше превосходство над врагом.

В 1942 г. авиаполк, в котором служил наш земляк, расформировали, а личный состав перебросили в Среднюю Азию, в Бухарскую область. Там же дислоцировалось и Рязанское высшее  военно-летное училище, где воздушных асов учили летать в ночных условиях. После определенной подготовки на ускоренных курсах их вновь отправили на фронт. По указанию маршала авиации А. Голованова позже был сформирован отдельный авиаполк, который находился в распоряжении Ставки Верховного Главнокомандования. Он выполнял особые задания Ставки.

Летчикам часто приходилось летать и в Брянском направлении, где шли ожесточенные бои как на земле, так и в воздухе. Даже среди фронтовиков стало притчей, предметом разговора: «Кто в Брянск не летал, тот войны не видал». В одном из боевых вылетов вражеские истребители сели «на хвост» советского бомбардировщика. Благодаря умелым действиям экипажа вражеский истребитель был уничтожен. За этот «урожайный» вылет члены экипажа были представлены к различным наградам.

За период войны И. Идрисов совершил 64 боевых вылета. Экипаж, в который он входил, считался лучшим и опытным в эскадрильи.

День победы старшина, военный авиационный радист-стрелок Идрис Идрисов встретил на украинской земле, в городе Белая Церковь. Он вернулся домой осенью 1945 г. Вернувшись с войны, приступил к мирной жизни. В  1946 г. он был принят на работу в районный комитет партии, в отдел сельского хозяйства. В 1950 г. окончил Высшие заготовительные курсы в Москве, и тут же был назначен директором предприятия «Заготзерно». В 1956 г. избирался председателем  Хасавюртовского райисполкома. В 1961 г. вернулся на прежнюю должность в комбикормовый комбинат, где работал до 1972 г. Затем его перевели  директором плодового совхоза им. Героя Советского Союза Исы Султанова, где он также проработал 3 года. В 1975 г. его назначают директором хлебозавода. Реконструкция, обновление завода связаны с именем И. Идрисова. Хлебозавод стал передовым, образцовым предприятием Хасавюрта. Трудовой стаж ветерана составляет более 50 лет.  Он более 30 лет был бессменным депутатом районного и городского советов депутатов трудящихся. В 1959 г. избирался депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР.

Идрис Гасанович — счастливый человек. Он со своей супругой, врачом, Минаханум вырастили троих прекрасных детей. Дочь — Майминат пошла по стопам матери, стала врачом, она — кандидат медицинских наук, сын Гасан — кандидат экономических наук, до недавнего времени работал руководителем Администрации Президента РД, ныне министр республики. Другой сын Мурад — кандидат сельскохозяйственных наук.

Мы поздравляем ветерана войны и труда, государственного, хозяйственного и общественного деятеля Идриса Гасановича Идрисова с днём рождения. Желаем сохранить бодрость духа на долгие годы, здоровья, благополучия семье и близким!
 
 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Наш дом 

    Выбрался в кои-то веки в Эльтавский лес за желудями и шишками. Ни того, ни другого там не обнаружил, зато...

    29

    2 дня назад

  • Главный лесничий 

    На них возложена задача – беречь лес, охранять его, составлять протоколы в отношении нарушителей. При этом...

    60

    2 дня назад

  • Все перемены – в головах 

    Мы часто слышим, что мудрость приходит к нам с годами. По этому поводу лучше всех, мне кажется, сказал...

    43

    2 дня назад

  • Клянусь солнцем и луной!  

    Когда-то солнце и луна были… братом и сестрой. И жили они дружно-дружно, все делали вместе – одновременно...

    15

    2 дня назад

  • Инспектор, который никогда не остановит 

    На дорогах нашей республики водители уже встречали «обманок» в виде профилей полицейских машин. Издали и...

    5

    2 дня назад

  • Смазка для… номеров 

    От необходимости поездки в ремонтную мастерскую не застрахован ни один владелец автотранспорта. И у многих...

    5

    2 дня назад