Купить PDF-версию
21:39 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:15 01.11.2018

От фантазии – к знаниям

В Махачкале завершился фестиваль педагогического мастерства «Образовательный диалог», проводимый уже второй год городским управлением образования.

В заключительный день форума мастер-классы в общеобразовательных учреждениях столицы для учителей математики и физики, педагогов начальных классов провели их коллеги из Москвы, Ленинградской области и Махачкалы. Одной из таких площадок стало МБОУ «Многопрофильная гимназия №56 им. Мирзабекова».

В качестве спикеров выступили финалист конкурса «Учитель года Москвы-2016» Надежда Ладилова и финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2018» учитель начальных классов МБОУ «Лицей №8» Махачкалы Альбина Аюбова.

Учителей и спикеров приветствовал начальник управления образования Махачкалы Тагир Мансуров: «Хочу выразить благодарность всем педагогам, которые принимают участие в фестивале мастерства «Образовательный диалог». Сегодня здесь собрались учителя начальных классов, и от того, какие базовые знания вы заложите в детях, зависит уровень их образования в дальнейшем: если в начальных классах ребенок полюбил учебу и учителя, то считайте, что он уже состоялся. К нам приехали лучшие специалисты из разных субъектов страны. Какие-то из мастер-классов вам уже знакомы, а что-то вы возьмете на вооружение».

Альбина Аюбова, выступившая на тему «Формирование читательского интереса посредством ТРИЗ-технологий», рассказала, что одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в 1946 году советским ученым Генрихом Альт­шуллером. Это один из немногих советских специалистов в данной области, чьи методы были внедрены за рубежом.

Воображение, по словам спикера, помогает ребенку открыть то, что он не может почувствовать, потрогать. Цель мастер-класса – показать эффективность использования ТРИЗ-технологий для развития творческого воображения учащихся на уроках литературы, а также для формирования читательского интереса. Основной девиз ТРИЗ – превратить изобретательность в науку с помощью мозгового штурма, синектики, морфологического анализа, типового фантазирования и метода фокальных объектов.

Надежда Ладилова провела мастер-класс на тему «Вокруг света за 45 минут; детские ответы на взрослые вопросы», а также рассказала об универсальных методиках в части вопросов.

– Задавая вопросы к тексту, мы используем очень малое их количество, и они бывают простые. Даже когда мы их усложняем, чаще всего ответы находятся в тексте. Нам же нужно научить детей мыслить по принципу «а что было бы, если бы…», «а зачем, почему». Также есть методика «Дерево вопросов». Это нарисованное дерево, к нему дети стикерами прикрепляют свои вопросы. Они могут быть на любую тему: жизнь на Марсе, кто станет следующим президентом страны и т.д. На часть из них ответы находят прямо во время урока, на некоторые ищут информацию в разных источниках, на наиболее сложные отвечает учитель. Важно, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа. Бывает, что какие-то из стикеров превращаются в маленькие и простые исследовательские проекты. Все дети изначально любознательные, а наша с вами задача – помочь им в этом. Главное – зацепить детскую фантазию, – уверена Ладилова.

В тот же день в актовом зале Махачкалинского лицея № 39 состоялся мастер-класс для учителей физики и математики. Первым в качестве спикера выступил учитель физики школы № 2098 г. Москвы Антон Марко с темой «От философских апорий к физическим парадоксам, или Как научить думать».

Разъясняя парадокс китайского волчка, или, как его еще называют, волчка Томпсона, московский педагог отметил, что учитель всегда ищет причину, а ученик констатирует тот или иной факт простым доступным языком.

Также он обозначил перед своими коллегами вопрос: «Что нас окружает повседневно?». Прозвучало много версий: деревья, электричество, люди, различные предметы… Но никто не упомянул, что в ежедневном ритме человека окружают дороги. Антон Марко поинтересовался у присутствующих: по каким критериям определяется качество дорожного полотна? Помимо того, что дорога должна быть ровной и широкой, она должна в первую очередь быть долговечной. Когда речь зашла о долговечности, на слайде была продемонстрирована дорога в российском городе-порте Кронштадте. Указывая на картинку, спикер пояснил, что эту дорогу соорудили из чугунных шашек. Дело в том, что улицы этого города в свое время были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла содержать их в надлежащем порядке. Во время командировки в Бостон (США) управляющий (тогда) местным пароходным заводом В. Лебедев обратил внимание на мостовые, покрытые чугунными деталями в виде шашек. Вернувшись в Кронштадт, он приказал отлить такие на пароходном заводе, и впоследствии ими вымостили двор предприятия.

Опыт возымел успех, и в дальнейшем чугунными шашками было устлано большинство дорог города. И что интересно, эти дороги не ремонтировались уже 200 лет, но своего качества не потеряли.

Среди предметов, окружающих нас повседневно, педагог из Москвы назвал также часы. Автором этого изобретения, сделанного примерно в 1637 году, считается итальянский физик Галилео Галилей.

«Свое открытие он сделал после того, как зашел в одну из церквей и обратил внимание на раскачивающийся подсвечник. Глядя на него, учёный задумался и открыл закон движения маятника! После богослужения Галилей тут же изготовил чертежи первых в мире часов с маятником», – рассказал А. Марко.

Он также отметил, что детальное изучение любого эффекта неизбежно приводит к новому открытию. И современная Россия, по мнению спикера, нуждается в изобретателях. В качестве примера он привел интересный факт. «Когда учитель физики приходит для трудоустройства в московскую школу, его встречают с радушием, обещают много часов и, соответственно, высокую зарплату. Казалось бы, всё складывается хорошо, и он счастлив. Но когда ему вручают памятку с перечнем обязанностей учителя, то настроение у него заметно ухудшается. Дело в том, что в обязанности физика московской школы, помимо преподавания предмета, входит ведение кружков по мехатронике и робототехнике», – сообщил А. Марко.

Учитель математики средней школы № 59 «Перспектива» г. Липецка, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2017» Сергей Жбанов выступил спикером по теме «Рефлексивные игры и задачи». В ходе своего выступления он поделился интересными наблюдениями и личным опытом, который использует в общении с учениками. Завершила мастер-класс учитель математики лицея № 39 г. Махачкалы Зумруд Абдурахманова («Организационно-педагогические условия для работы с одаренными детьми по математике. Олимпиадное движение. Инвариантность»).

В центре внимания заданной темы – работа с детьми, имеющими талант и желающими изучать такой сложный предмет, как математика. Задача педагога – развить эти способности в ребенке и указать ему правильный путь в освоении предмета.

По окончании мероприятия было отмечено, что проведенный в столице республики фестиваль, несомненно, внесет свой вклад в развитие образования. И такие образовательные форумы, где педагоги путем диалога делятся ценным опытом, крайне важны в современном образовательном процессе.

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

32
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

43
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

32
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...