Купить PDF-версию
00:01 | 26 апреля, Пт
Махачкала
X
09:27 09.11.2010

От общих слов – к конкретным действиям

Тысячелетиями лучшие умы человечества искали пути создания справедливого и благополучного общества на Земле. Вопросы улучшения социальной, общественной жизни сегодня разве не являются продолжением этих исканий?! А смысл всего заключается лишь в том, что надо изменить окружающий нас мир, то есть улучшить отношения между людьми: и экономические, и общественные.

Образование, воспитание являются важными составляющими многих процессов, происходящих в мире и направленных на улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах жизнедеятельности. Потому проблемы образования, проблемы воспитания сегодня нашей властью возведены в ранг государственной политики. Все мы, начиная от государственных мужей и заканчивая рядовыми гражданами, согласны с такой постановкой вопроса. Однако одной только постановки вопроса мало. Следующими нашими шагами в этом направлении должны стать совместные активные, конкретные и последовательные действия. То есть голос властей и интеллигенции должен быть услышан и поддержан всеми остальными. Услышан ли? Думаю, пока что нет.

Движущей силой в решении возникших за последние годы проблем в сфере образования и воспитания должна стать интеллигенция, если она, конечно, сохранила себя в чистом виде, какой мы себе ее представляем. К ним я отношу в первую очередь учителей. Они являются связующим звеном в цепочке семья и школа, а иногда и между родителями и детьми. То, что современный молодой человек на 70 процентов формируется в школе, думаю, никто не осмелится оспорить. Так оно и есть. Поэтому отношение властей к подготовке учительских кадров, к труду учителя должно в корне измениться. Если власть не обеспечит учителя соответствующей заработной платой, другими социальными льготами, то реализация требований о повышении качества образования и воспитания останется на уровне призывов.  
Из прошлого мы помним: в довоенные годы статус учителя был поднят до небывалых при царской России высот. И сегодня бывшие немецкие генералы считают одной из главных причин своих неудач в Великой Отечественной войне недооценку ими того, что советская школа и учителя предвоенных лет сумели дать хорошее образование и воспитание всем детям, в том числе миллионам беспризорников, лишившихся родителей в годы революции и гражданской войны. Они воспитали патриотов и отличных воинов, ставших победителями в жестокой войне.

Историю надо учить для того, чтобы в будущем не делать ошибок.

Проблемы образования, проблемы воспитания сегодня нашей властью возведены в ранг государственной политики. Однако одной только постановки вопроса мало. Нужны совместные активные, конкретные и последовательные действия

Сегодня мы часто слышим, что надо воспитывать молодежь. Считаю, что основы воспитания молодежи должны быть заложены в самом начале школьного образования и учителями, и родителями, и всем обществом. В школьный период дети должны много читать и знать. Я имею в виду не только учебники, но и художественную литературу. Именно учителя и родители должны контролировать их. Даже при этом, как говорил талантливый русский публицист Дмитрий Писарев, между книгой и ребенком должен стоять родитель. Во всех делах родители должны быть примером для своих детей. А чем оборачиваются наши запоздалые движения в направлении воспитания, показывают жизненные примеры. Основная масса уничтоженных боевиков в республиках Северного Кавказа – это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. А ведь у каждого из них были родители и давала им образование и воспитание наша нынешняя школа. Спрашивается, кого же они готовили к жизни? Кого же и как они воспитывали? Говорят, ключи от рая лежат у ног родителей. Тогда почему же дети, тем более с религиозным уклоном, попадая в экстремальные ситуации, отворачиваются от них? Значит, не так воспитывали. Итоги плачевные: потеря сына, горе и слезы. Кто за это понесет ответственность? Городские, районные управления образования или администрации муниципалитетов, стоящие над ними? 
Недостатки в образовании, воспитании, культуре нынешней молодежи часто встречаются в нашей обыденной жизни. Так, в 2002 году на чемпионате Европы по вольной борьбе в Баку я был свидетелем того, как из-за бескультурья двух молодых дагестанцев чуть не произошла массовая драка между дагестанскими и местными болельщиками. Подобные инциденты со стороны наших спортсменов, иногда даже с участием тренеров, мы порой видим на соревнованиях самого высокого уровня. В последнее время в Махачкале также участились случаи групповых драк молодых дагестанцев между собой.

Такое поведение подрывает имидж республики. Создается впечатление, будто мы живем не в 21 веке, а находимся в средневековье. Может быть, мы на самом деле возвращаемся назад? Если школа не дает качественное образование, если родители и те, кто должен заниматься воспитанием детей, отвернулись от сложной и благородной миссии, то что же можно ожидать от молодежи? Ответ один. Только негатив.

Есть у меня один дальний родственник. Он студент одного из вузов республики, активист института. И что вы думаете, он уверенно заявляет, что сейчас и в дальнейшем можно жить, особо не утруждая себя стараниями, усердием в учебе. К сожалению, такие бредовые суждения допускают иногда и некоторые солидные люди. К примеру, недавно знакомый вступил со мной в полемику насчет того, что школьные двоечники в жизни, мол, преуспевают больше и устраивают свою жизнь лучше, чем те, кто в школе учился отлично. Сейчас, по-моему, их время, и на самом деле, может быть, они живут лучше, чем отличники. Однако при грамотных и компетентных управленцах того, что творится сегодня в нашей экономике, социальной, общественно-политической жизни, не должно было быть. И здесь их немалая вина. Но я считаю это издержками переходного периода. Подтверждением чему является то, что их дети стремятся поступать в самые престижные вузы страны. Думаю, что происходит такое не без согласия родителей, хоть с опозданием, но уже понявших, что без знаний мы никто и на «европейский уровень» не потянем никогда.

Во всем мире всегда, а сегодня как никогда, ценятся мыслящие личности. Подтверждением тому являются знаменитые слова Президента России «делать себя», то есть каждый молодой человек постоянно должен заниматься повышением своего образовательного и культурного уровня. Чем сложнее, богаче внутренний мир человека, тем меньше у него агрессии и конфликтности. Сегодня возможности Интернета делают доступным мир знаний любого человека. Отстанем от научно-технического прогресса – отстанем от всех. Поэтому и Президент России Д.А.Медведев, и Президент Дагестана М.М.Магомедов вопросы образования ставят во главу своей внутренней политики на современном этапе развития страны. Массовая компьютеризация, введение ЕГЭ, создание центра в Сколково – это первые шаги по направлению к научно-техническому прогрессу. Если в советское время в Дагестане даже отличник не имел возможности попасть в некоторые престижные вузы, то сегодня благодаря ЕГЭ не только отличники, но даже середнячки могут пройти в вузы. Единственное – плохо то, что у нас в республике, как всегда, опять «льготы» создаются двоечникам. «Завышая» им оценки, на самотек пускают и все то хорошее, что связано с введением ЕГЭ. И вдобавок, практически во всех вузах страны подозрительно относятся к уровню знаний студентов из Дагестана. Слабые, безусловно, выбывают, но попадает и хорошим, достойным ребятам. Мы, наверное, по-другому жить не умеем.

Президентом республики недавно выдвинута хорошая идея по проведению Общедагестанского форума (съезда) по вопросам социально-экономического развития и улучшения общественно-политической ситуации в Дагестане. Если мы хотим узнать истинное мнение простых людей, услышать голос интеллигенции, то в первую очередь активно должна работать муниципальная власть и их средства массовой информации, то есть телевидение, районные, городские газеты, голос которых, к сожалению, сегодня практически не слышен. Именно на их страницах должны идти дебаты, а самые дельные предложения и их авторы должны представлять муниципалитеты на форуме. Нам не нужны сторонние наблюдатели, равно как и болтуны тоже. Пусть они сидят дома у своих телевизоров. Так будет лучше и для власти, если она искренне желает перемен в жизни дагестанского народа, и для самого народа, на улучшение уровня жизни которого направлены сегодня все наши усилия.

 

Статьи из «Общество»

Минусы коррупционного мировоззрения

1
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...

Забег удался!

7
Туристический сезон 2024 года в Дагестане официально открыт! И весьма символично, что старт...

Мошенники в сфере ОСАГО

6
Дагестан вошел в число регионов с наиболее высоким риском мошенничества в сфере ОСАГО. Кроме...

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

32
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

71
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

8
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

18
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

50
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

16
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...