Откуда корни наши
Вышла в свет монография «Средневековая литература кумыков» А.-К. Ю. Абдуллатипова и Л.А.-К. Шабаевой, в которой впервые в постсоветский период целостному и объективному исследованию подвергнуто литературное наследие дореволюционного периода.
Монография солидна по объему (около десяти печатных листов). В разделе «Истоки средневековой литературы кумыков» авторы, стремясь четче обозначить контуры своего исследования, сначала делают экскурс в историю народа, освещают вопросы, касающиеся возникновения письменности. Вводя в научный оборот широко известные, утвердившиеся в науке исторические факты, а также дополняя их данными современной историографии, они обстоятельно освещают гуннские, хазарские, булгарские корни своего народа. В этом контексте цитируются труды известных ученых Артамонова, Конрада, Байчорова, Лайпанова и др.
В качестве истоков средневековой кумыкской литературы характеризуются как общетюркские памятники словесности, так и произведения, принадлежащие перу кумыкских авторов. Четко высвечены роль и значение таких произведений, как «Кодекс куманикус», «Сказание о моем деде Коркуте» и некоторых др., которые в равной мере являются достоянием тюркских народов Северного Кавказа (кумыков, карачаевцев, балкар, ногайцев) и азербайджанцев, что подтверждается суждениями выдающихся, признанных корифеев науки России и Востока.
Значительное внимание уделяется А.-К. Абдуллатиповым и Л. Шабаевой поэме «Шан кызы дастаны» («Сказание о дочери шана») Микаиля Башту, выявленной в последние два десятилетия, как оригинальному и незаурядному явлению тюркской словесности средневековья. В разделе обобщающей части «Средневековая литература кумыков», который является темой данного монографического исследования, емко и в то же время обстоятельно характеризуются основное ее содержание, проблематика, художественные особенности. Осмысливая вклад отдельных авторов: Умму Камала(XV в.), Али Багдади(XVII в.), Абдурахмана из Какашуры(XVIII-XIX вв.) и др. в развитие родной литературы, А.-К. Ю. Абдуллатипов и Л.А.-К. Шабаева приходят к выводу, что их произведения не ограничиваются одним лишь религиозным содержанием, характеризуются незаурядным духовно-нравственным, художественно-эстетическим звучанием.
Средневековая литература кумыков датируется авторами работы с X века до 30-х годов ХХ века. При этом оговаривается мысль о том, что ее основной массив приходится на период с ХV века до середины XIX века. Тем не менее и в Новое время, и в последующие периоды средневековые традиции находили выражение в кумыкской литературе вплоть до означенного выше времени.
Основную часть данной работы составляют творческие портреты (очерки жизни и творчества) поэтов, писателей кумыкского средневековья, всего их четырнадцать. Следует отметить прежде всего широту творческого диапазона вводимых в научный оборот авторов. Это и признанные классики средневековой литературы Умму Камал, Абдурахман из Какашуры, писавшие на тюрки, и авторы, относимые обычно в разряд арабоязычных, – Али Багдади, Юсуп из Яхсая и др., авторы исторических хроник Мухаммед Аваби Акташи, Джамалутдин из Карабудахкента и т.д. Фигурируют в работе и Шихаммат кади Бейболатов, Назир из Доргели, М. Казанбиев и др., которые в предшествующие периоды либо вовсе не становились объектом исследовательского внимания, либо не осмысливались полновесно в том аспекте, как это проделано в данной работе.
Новаторские концепции авторов монографии находят выражение, в частности, в следующих аспектах. В контексте участия кумыков в создании общетюркских памятников фольклора оттеняется высокий уровень словесной культуры родного народа на ее ранних стадиях, причастность к созданию выдающихся образцов словесного искусства. Произведение исторического характера «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби Акташи трактуется как одно из первых произведений национальной историографии, имеющее важную художественную ценность. В качестве не только исторических сочинений, но и явлений литературных исследуются впервые также труды Джамалутдина-хаджи из Карабудахкента, Назира из Доргели. Впервые объектом рассмотрения становится поэтическое наследие известного общественного, религиозного деятеля Ташав-хаджи.
Полновесно вписано в русло средневековой литературы наследие арабоязычных кумыкских авторов Юсупа Яхсави, Идрис-эфенди из Эндирея, Али Багдади из Тарков ( писавших также и на тюрки). В ряду творческих портретов освещена деятельность выдающегося представителя дагестанского литературного зарубежья Али Кули Хана Валехе Дагестани, потомка Тарковских шамхалов, внесшего весомую лепту в развитие персидской и тюркской, всей восточной поэзии. Замечу, наш именитый земляк обрел широкую известность как в литературном Востоке, так и в Европе благодаря созданной им в середине XVIII века антологии, в которую вошли произведения почти двух с половиной тысяч восточных поэтов.
В целом исследование А.-К.Ю. Абдуллатипова и Л. А.-К. Шабаевой выполнено на хорошем уровне. Монография содержит много познавательного, информативного материала, читается с интересом. Впечатляют охват большого по объему литературного наследия, скрупулезный анализ, прежде всего в содержательном плане, вводимых в научный оборот произведений. Ценность монографии А.-К.Ю. Абдуллатипова и Л. А.-К. Шабаевой заключается, подчеркну ещё раз, в том, что средневековая литература кумыков, литература в основном религиозного характера, рассматривается с современных позиций в русле концепций современной науки о литературе. В этом контексте высвечивается положительный опыт, достижения этой литературы, которая является логическим звеном мирового художественного процесса.
Рецензируемая монография в очередной раз убеждает читателя в том, что художественное наследие, в данном случае кумыкское средневековье, – это не просто пласт минувшей эпохи. Это наша классика, которая выдержала испытание временем, и потому не утрачивает интереса и сегодня.