Купить PDF-версию
11:01 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
08:04 18.02.2022

Ответы без ответов, или «Метановые» маршруты

После публикации в «ДП» в ноябре прошлого года материала «Маршрут перестроен. Спрашивается: зачем?» редакция обратилась за комментариями в Минтранс Дагестана, УФАС по РД и профильное управление в администрации Махачкалы.

Напомним, среди прочего в статье речь шла о повышении цен на проезд в общественном транспорте Махачкалы, обоснованность которого должна была проверить антимонопольная служба и после сообщить о своём решении. Насколько нам известно, этого так и не произошло. Говорили мы и об изменениях в маршрутах, о которых горожан не потрудились предупредить. Причём в администрации города, контролирующей муниципальные маршруты регулярных перевозок, об этом тоже не были осведомлены.

Так, автобусы № 44 а перестали следовать по проспекту Петра Первого, с осени прошлого года разворачиваясь на кольцевой развязке в районе «Издательства» и следуя в обратном направлении. С просьбой прояснить ситуацию махачкалинцы обращались на официальную страницу градоначальника. «Изменений в схему маршрута не вносилось. Данный маршрут работает в штатном режиме», – был ответ в управлении транспорта Махачкалы. Но обо всём по порядку.

Запрос в УФАС по РД по поводу повышения стоимости проезда и истечения срока контрактов, заключенных, как посчитали в ведомстве, незаконно между мэрией Махачкалы и перевозчиками, о чём ранее сообщало Управление, дал следующий результат (ответ в редакцию поступил по электронной почте, адресат – региональное Управление ФАС, но письмо обезличено – нет данных лица, писавшего его).

Говоря о ценовой политике перевозчиков, в ведомстве пояснили, что система, по которой работает общественный транспорт в Махачкале, не удовлетворится и тарифом в 27 рублей. «Основная часть перевозчиков – это порядка трех с половиной тысяч предпринимателей – не имеют прямых контрактов с городскими властями, являющимися правообладателями на городские маршруты. Предыдущие десятилетия на этих маршрутах всеми правдами и неправдами закрепились по сути дела посредники, не владеющие и десятой долей транспортных средств, задействованных на городских перевозках», – считают в ведомстве.

По данным дагестанского УФАС, конкурсы проводились ранее без предоставления прав индивидуальным предпринимателям участвовать самостоятельно в городских перевозках. Договоры с 6–7 победителями маршрутов по результатам этих конкурсов должны были завершиться в 2021 году. Городские власти предпочли на предстоящие пять лет закрепить контракты с действующими перевозчиками. По мнению собеседника газеты, это самый худший сценарий для городских перевозок.

«Многие элементы городских перевозок у нас вызывают откровенное недоумение. К примеру, отсутствие муниципального диспетчерского контроля: участники перевозок осуществляют самостоятельное диспетчирование. Отсюда огромные проблемы с дисциплиной перевозок. Ничего не стоит нарушителям переходить из одной компании в другую и продолжать работать в самой системе.

Наличие двойных подходов к взаимозаменяемому транспорту – троллейбусам и автобусам. Возмещение части расходов для одного вида транспорта при фактически регулируемом тарифе, при отсутствии аналогичных действий в отношении конкурентного автобусного сегмента.

Антимонопольным управлением внесены предложения в дорожную карту развития конкуренции в Республике Дагестан о необходимости пересмотра всей системы перевозок в крупных городах республики. Новые конкурсы необходимо провести с фиксацией прав автономного взаимодействия каждого индивидуального предпринимателя через простые товарищества с владельцем маршрутной сети. Требования к транспортному парку должны быть выставлены заранее, чтобы все желающие могли закупить в кредит, лизинг, в долг и получить как минимум пятилетний контракт без всяких посредников», – заключил источник «ДП» в управлении.

Редакция так и не получила ответа на главный вопрос: каков вывод регионального УФАС по поводу обоснованности повышения цен на проезд в городском транспорте? Поскольку формулировка «система, по которой работает общественный транспорт в Махачкале, не удовлетворится и тарифом в 27 рублей» только рождает дополнительные вопросы и, видимо, предлагает готовиться к очередному повышению. Тем временем отдельные перевозчики всё ещё удовлетворены прежней стоимостью – 23 рубля. На тех же условиях дорожной инфраструктуры, при сохраняющейся протяженности маршрута, заправляя автомобили тем же топливом и по той же цене, выплачивая те же налоги, что и их коллеги, повысившие тариф.

Теперь к «метанам», благодаря которым махачкалинцы довольно ощутимо экономят на поездках. Складывается впечатление, что неопределённые лица осознанно создают ситуацию, при которой альтернатива повышенной оплате в 27 рублей попросту перестанет существовать. Справедливое недоумение у горожан вызывают неоднократные объявления о банкротстве ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2», к которому относились автобусы, на фоне востребованности их у пассажиров. Очередную процедуру финансовой несостоятельности удалось «разрулить» после вмешательства руководства республики, когда в начале этого года автобусы снова стали курсировать по маршрутам, правда, вновь созданным по собственному усмотрению, о чём мы уже говорили.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Дагестана, ознакомившись с материалом «Маршрут перестроен. Спрашивается: зачем?», пояснило, что приведённые в нём маршруты (в том числе и «метановые» № 44 а и № 100) являются муниципальными маршрутами регулярных перевозок, в связи с чем рекомендовало за комментарием обратиться в администрацию Махачкалы.

По вопросу изменения схемы движения маршрута № 44 а в управлении транспорта столицы сообщили, что в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок Махачкалы конечная (начальная) остановка маршрута расположена на ул. Бейбулатова (путепровод).

«Изменения в схему движения регулярного маршрута № 44 а администрацией Махачкалы не вносились. В свою очередь по факту ранее поступившего обращения специалистами администрации города осуществлена выездная проверка работы маршрута на предмет соблюдения установленной схемы движения. По результатам проверки факт отклонения от установленной схемы движения маршрута подтвержден. По данному факту в предприятие ГУП «МПАТП-2» направлено предписание об устранении нарушений условий осуществления регулярных пассажирских перевозок. Данный вопрос находится на контроле администрации города Махачкалы», – заверили в управлении.

Поскольку «метаны» перестали относиться к указанному ГУПу, сотрудникам махачкалинской администрации с той же претензией придётся обращаться уже к каспийским коллегам: с недавнего времени автобусы стали частью пассажирского предприятия соседнего города. Напомним, автобусы № 44 а без объяснения причин и уведомления в адрес столичной мэрии об отклонении от утверждённого маршрута перестали курсировать по проспекту Петра Первого с осени прошлого года, и на тот момент в администрации утверждали, что «маршрут работает в штатном режиме».

Памятуя о заверениях о соответствующем контроле сотрудников профильного управления Махачкалы, мы вновь поинтересовались, почему перевозчик игнорирует законные требования столичной администрации – вернуться к прежней схеме маршрута. В телефонном разговоре нам пояснили, что водители автобусов ссылаются на загруженность проспекта Петра Первого и недостаточное количество подвижного состава.

Действительно не знаем, как это прокомментировать, поскольку отговорка имела бы право на существование, если бы дальнейший путь следования «метанов» был, что называется, сквозным. Но дорожную обстановку на проспектах Шамиля или Акушинского не назовёшь «зелёной». Тогда логика побуждает отказаться и от следования по этим улицам.

Однако не стоит упускать из виду самый важный момент: компания-перевозчик в данном случае позволяет себе некую автономность, в рамках которой способна не только не принимать во внимание указание муниципальной власти, но и демонстративно показывает, что рынок внутригородских махачкалинских перевозок планомерно выходит из-под контроля. Раньше подобное могли позволить себе только частники, жонглирующие ценами когда и как угодно, теперь и государственники решили не отставать, формируя маршруты по собственному усмотрению.

Но оправдывая рост тарифов или перекройку путей следования вяло аргументированными причинами, перевозчики никак не учитывают интересы пассажиров – людей, за чей счёт зарабатывают. Да и игнорирование транспортными компаниями требований властей не делает чести ни тем, ни другим.

Похожие

Тысяча и одна проблема

84
Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям...

Бесконечный час пик

32
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства...

Пассажиры третьего сорта?

57
Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была...

Накажут по-новому

21
С 1 января 2020 г. ГИБДД официально сможет штрафовать водителей грузовых и пассажирских...

«Требования УФАС не пугают перевозчиков»

106
Вынесенная в заголовок цитата, взята из...

Один лот – один автобус

111
Кризис ценообразования при формировании тарифа на проезд в общественном транспорте...

Автобусная обстановка

133
Тема внутригородских пассажироперевозок в Махачкале все еще остается в числе самых...

Несуществующий маршрут

29
Вчера в Махачкале прошел очередной рейд по пресечению незаконных пассажироперевозок. Как сообщили «ДП» в пресс-службе администрации Махачкалы, в мероприятии...

Маршрутки: нерегулируемые тарифы выпадающих расходов

201
По накалу страстей тема выборов...

Везёт тем, кто везёт,

513
На работу хожу пешком. 15 минут ходьбы – и я в редакции. Обычно аллея на проспекте Петра...

Задача с неизвестными?

57
Работа по упорядочению сферы автомобильных пассажирских перевозок в первую очередь...

Пассажироперевозки: главные условия развития

36
Известно, что состояние дорог, да и вообще их...

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

3
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

14
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

5
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

2
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

9
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

6
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

8
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

32
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

7
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...