Сетевое издание «Дагестанская правда»

16:00 | 19 июня, Сб

Махачкала

Weather Icon

Памятник бурке и курзе

1 2
A- A+

Столица Греции – Афины. Центральная площадь. Посередине огромная скульптурная фигура из … листового стекла, да-да, того самого, что идет на остекление витрин торговых центров, витражных окон огромных зданий. Современно, оригинально.

Эта оригинальность была оценена издателями Книги рекордов Гиннесса как первая фундаментальная скульптура из стекла. Чтобы защитить ее от вандалов, греки поместили столь редкое творение в центре большого фонтана. Под солнцем эта фигура искрится, будто бриллиант, а вечером, омываемая цветными струями воды, она завораживает. «К тому же эта красота, наверное, недорого стоит, не то что мрамор или гранит», – подумала я, и невольно возник ассоциативный ряд со скульптурами в моей родной Махачкале.

Их у нас до обидного мало, а те, что есть, громоздки и тяжеловесны, не считая чуть более десятка бюстов, монументов, установленных определенным людям за их заслуги. И это скорее дань памяти, нежели украшение города.

Обедненная скульптура Махачкалы даже намеком не дает понять, что в республике есть Институт искусств, есть самый крупный на Северном Кавказе Союз художников с индивидуальными мастерскими, члены которого имеют высокие награды по искусству. Есть у нас и национальная традиция создания керамических скульптур малой формы, резьбы по дереву, камню, обработки металла, кузнечного дела.

Наш город донельзя уплотнен безликой застройкой, мало приспособленной для комфортной жизни махачкалинцев. Посмотрите, какими новыми бездарными коробками застроили территорию бывшего завода стекловолокна. Их даже сосчитать трудно. Один дом буквально налеплен на другой, и все они – многоэтажные. Это целый микрорайон. Мало того, что построили жилье на территории бывшего химического предприятия без среза верхнего слоя земли и замены ее, так и дома поставили, прижав друг к другу так, что можно на расстоянии вытянутой руки видеть жизнь семей соседнего дома. Автостоянки, спортивные площадки, зоны отдыха для детей и взрослых – дело десятое. А дома уже заселяют.

Может, благоустройства, даже элементарного, и вовсе не будет, как это произошло при застройке большой части территории завода им. М.Гаджиева. Дома налепили, люди живут годами среди мусора, рытвин, ухабов, бродячих собак, даже без планировки пешеходных дорожек, не говоря уже о прочем уюте. И это в центре столицы республики! Не лучше «пейзажи» в новом микрорайоне вдоль берега моря в Редукторном поселке.

Таких примеров множество. Какая уж тут эстетика!

Хотя современная архитектура городов мира не имеет жестких рамок, определенных стилей и жанров, но новостройки в них стараются делать просторными, где много воздуха, где есть зеленые зоны, мини-стадионы, скверы, парковки, даже, если позволяют условия, выкапывают пруд. Каждый новый микрорайон имеет свою изюминку с игрой светотени зеленью и, беседками-ротондами, цветниками. Но только не у нас…

Разговор о внешнем облике Махачкалы я начала с городской скульптуры, которая оживляет его, делает привлекательным, не требуя особого сочетания с ландшафтной, природной средой. К сожалению, ввиду плотной, хаотичной застройки в нашей столице нет места для скульптурных проектов.

Для наших условий больше подходит уличная скульптура, с её характерно подчеркнутым отсутствием монументальности, тяжеловесности. Ее можно установить без высокого постамента. Достаточно небольшого подиума в виде плиты, что делает ее демократичной, без претензий на увековечение исторического события, личности. Пусть это будут скульптуры с чувством юмора, иронии по поводу тем, взятых из жизни. Пусть они будут даже без названия, например, какой-то гном или лягушонок, милый и добрый. Представьте: идете по парку и вдруг на газоне или лужайке встречаете ослика или матрешку, а может, чабана в бурке. Такая неожиданная встреча, уверена, вызовет добрую улыбку, поднимет настроение. Но в наших парках, скверах совсем нет таких скульптур, что обедняет их восприятие. Кафе, рестораны – пожалуйста, а вот изваяний, извините, нет. Простых, незатейливых, из недорогого материала.

В массовой строительной практике Махачкалы происходят постоянная инфляция, обесценивание городского пространства. И причина этого – отсутствие в новых жилых районах даже намека на архитектуру с изобразительным искусством, дизайна ландшафта, даже для посадки минимума зеленых насаждений нет места. А ведь именно искусство украшает жизнь человека, взывает к мышлению, культуре. Чем плотнее нас окружает массовая застройка, тем острее осознаем духовный голод в нашей среде. С какой ностальгической болью махачкалинцы вспоминают небольшую, на низком постаменте бронзовую девочку (на снимке), в ее подоле были неброские цветы, которыми она встречала торопящихся на пляж, в кинотеатр «Дружба» или на концерт на летнюю эстраду филармонии. Но она в одночасье исчезла. И об этой пропаже уже писала «ДП». Почему никто из скульпторов не повторил примера мастера этой миниатюры Ягудаева и не создал ничего подобного для украшения города, для доброго настроения махачкалинцев? В нашем городе поселились безликость, монотонность, однообразие.

Когда мы возвращаемся из любого понравившегося нам города, о своих впечатлениях говорим: «Такой зеленый, чистый, уютный». Эта оценка сразу вызывает симпатии. Так мало надо человеку для эмоционально доброго восприятия окружающей среды. А теперь еще добавляют: «Там столько забавных памятников». Потому что во многих городах обращаются к пространствам, эстетически насыщенным малыми скульптурами.

Например, в маленьком городке Мамоново Калининградской области есть памятник… балтийским шпротам: на мраморном столе консервная банка с 12 кильками, одна из них увенчана золотой короной. Инициатором установки такого памятника был глава города, который уверен, что подобная достопримечательность привлечет туристов.

Памятник соленому огурцу установили в Московской области. Эта излюбленная русская закуска названа кормильцем. Местечко славится вкусными, хрустящими огурцами. Продажа такого овоща приносит основной доход населению, поставляющему свои огурцы в московские магазины и рестораны. На бочке, вершину которой венчает соленый огурец, так и написано: «Огурцу-кормильцу от благодарных жителей».

Всем россиянам известен на Фонтанке в Петербурге памятник Чижику-Пыжику. Маленькую скульптурку столько раз заимствовали, но петербуржцы упорно восстанавливали эту птичку-невеличку.

В разных городах есть памятники Ешкину коту, котенку Васе из мультфильма, человеку-невидимке, шоколаду, счастью, Гоголевскому носу, петербургскому ангелу, одиночеству. За рубежом я видела памятники рваному башмаку, кошельку.

А разве у нас нет подобных брендов! Почему бы не сделать памятники бурке, балхарскому кувшину, безымянному златокузнецу, чабанской ярлыге? А сколько эмоций вызвали бы изваяния, посвященные чуду, шашлыку, хинкалу, виноградной лозе вместе с коньяком. Да мало ли чему еще.

Но кто все это сделает? Маститые скульпторы ждут заказы стоимостью в несколько сотен тысяч рублей. Но меценатов нет. Выше я упоминала Институт искусств с его художественно-графическим факультетом. А нельзя ли его дипломникам предложить делать такие демократичные скульптуры в парках, скверах, на улицах Махачкалы и засчитывать их в качестве дипломной работы? Думаю, администрация города поможет с материалом. Не обязательно эти работы выполнять из дорогого гранита, мрамора, можно из дешевого податливого известняка. Для города это не проблема. Точно так же можно предложить тем же студентам худграфа разрисовать безликие дома по методу граффити.

Только нужна социальная ответственность проектировщиков городской среды, а ещё нужна любовь к своему делу, городу, махачкалинцам, чтобы взаимоотношения: скульптура – архитектура – среда – человек не были антагонистами.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»