12:00 | 20 июня, Чт

Махачкала

Weather Icon

Пассажирский «КамАЗ»: сделано в Дагестане

A- A+

Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше горы, тем ниже Приоры: это о наших умельцах. Но это молодежные забавы. Куда серьезнее обстоит дело, когда речь заходит о конструктивных переделках пассажирского или грузового автотранспорта. Речь здесь идет о безопасности и значительном экономическом ущербе.

Для водителей маршруток или дальнобойщиков стало обычным явлением подгонять технические характеристики автомобиля под свои нужды. Это касается, например, увеличения грузоподъемности. Существуют импровизированные технические центры, где вам окажут эту услугу. Причем наши Кулибины в этом деле достигли такого мастерства, что к ним обращаются из других российских регионов.

Эту проблему признают и в контролирующих органах. Сотрудники территориального отдела Госавтодорнадзора РФ по РД периодически проводят профилактические рейды по точкам, где вносятся конструктивные изменения в грузовые автомобили. В один из таких рейдов они пригласили и журналистов.

В тот день мы посетили несколько населенных пунктов на территории Левашинского и Кизилюртовского районов.

Подъезжаем к площадке, внешне напоминающей обычный автосервис. Работа кипит. На автомобильной яме установлен КамАЗ без колес. Под ним сверкают огни сварки. Неподалеку стоят еще несколько большегрузов, ожидающих своей очереди.

«Как мы видим, идет техническая операция по увеличению грузоподъемности автомобиля. Вместимость фургона увеличивается путем добавления дополнительных секций. Чтобы машина выдержала повышенный груз, устанавливается дополнительная ось. При стандартной грузоподъемности КамАЗа 15 тонн здесь ее доводят до 30-40», – вводит в курс дела инспектор Автодорнадзора.

Работы проводятся под открытым небом. По земле тянутся мощные силовые кабели для сварки. Заземление кустарное. Правил безопасности при работе с мощным источником тока никаких.

Наше появление не вызвало большой радости у рабочих. Один из них с сердитым лицом проходит мимо нас, не отвечая на вопросы. Он обещает нам неприятности, когда вернется с хозяином точки.

Его товарищи не так агрессивны. Один из них соглашается побеседовать с нами и говорит, что качество их работы даже лучше, чем на заводе, поскольку там продукция выпускается конвейером, а здесь работа штучная. «К нам заказчики приезжают даже из Сибири», – уверяет парень. По его словам, прицеп могут изготовить за 20 дней. Заказчиком являются в основном перевозчики овощей: капусты, картофеля, моркови.

Эти заверения не оказывают воздействия на сотрудников Автодорнадзора. Они составляют протокол об административном правонарушении по статье «Несанкционированные внесения технических изменений в конструкцию автомобиля». Впрочем, как признают сами инспекторы, такая мера вряд ли окажется действенной. Штрафы за такое правонарушение незначительные и, как правило, не превышают 500 рублей.

Для некоторых населенных пунктов этот промысел стал чуть ли основным. Мастерские по переделке КамАЗов обеспечивают стабильным заработком немало семей дагестанцев. С одной стороны, можно порадоваться предприимчивости наших земляков. В то же время возникает много вопросов.

Во-первых, они касаются безопасности. Техническая переделка – операция теоретически допустимая, но весьма ответственная и должна осуществляться с разрешения авторизованных специалистов. Наши же умельцы все делают на свой страх и риск, без разрешительных документов.

Во-вторых, из-за повышения грузоподъемности автомобилей страдают дороги. К примеру, в Белоруссии, где хорошо осведомлены об этих особенностях, грузовому автотранспорту из Дагестана запрещен въезд в дневное время, чтобы не деформировать мягкий асфальт.

А если вспомнить недавние годы, то для паломников, выезжающих в хадж, в этих мастерских осуществляли переделку грузовых КамАЗов под пассажирские. Пассажирский КамАЗ – это было поистине неслыханным ноу-хау дагестанцев. Рассказывают, что у иностранных пограничников от увиденного челюсть падала.

Между тем этой деятельности можно придать легальный характер. Повторимся, технические регламенты позволяют производить конструктивные переделки. Но для этого надо заключить официальный договор с заводом-изготовителем. Рабочий процесс должен проходить с соблюдением требований техники безопасности. Можно было бы собрать мастеров под одной крышей. Сейчас же этот бизнес находится фактически в «тени».

На ситуацию влияет и тот факт, что сегодня нет действенной системы весового контроля за проездом большегрузного транспорта. Да, несколько лет функционирует пресловутая система «Платон», когда взимается плата с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн. Но система действует лишь на федеральных дорогах. Сейчас многотонники все больше перемещаются на региональные автомагистрали.

Вообще-то для борьбы с перегрузом созданы посты весового контроля, которые прямо на трассе должны были фиксировать нарушения. Но фактически они бездействуют. Согласно закону, на посту весового контроля обязательно должен находиться также сотрудник ГИБДД. Но после сокращения штатной численности службы там говорят, что не могут обеспечить своего постоянного присутствия. Поэтому посты контроля веса работают сегодня только при наличии инспектора: когда появляется инспектор, начинают работать. Водители-нарушители хорошо знают, когда там будет инспектор, стоят и ждут, через посты не едут. Как только инспектор уезжает, начинается проезд этих машин.

Такая ситуация характерна для всей страны. По данным Ространснадзора РФ, из 90 постов в РФ осталось не более 20. Впрочем, это уже тема для отдельного серьезного разговора.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»