Купить PDF-версию
11:46 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
00:24 06.12.2019

Пассажиры третьего сорта?

Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была комфортнее и безопаснее передвижений в наших маршрутках? То есть если ты не был успешным скотопромышленником, перевозящим крупную сумму денег, то и опасаться банды Джесси Джеймса – прообраза современных гаишников – тебе совершенно незачем. А по количеству пыли, грязи, воды и моральных дёрганий наши «Газели» превзошли своих предшественников в разы.

Во время дождичка в четверг

Автомобилистам проблемы пешеходов не знакомы. Что уж говорить о чиновниках, которым не знакомы проблемы ни тех, ни других. Привилегированные седоки задних кресел элитных иномарок не привыкли стоять в пробках или переходить дорогу по «зебре», по колено залитой водой. И уж точно они ни разу не вываливались на ходу из маршруток. Поэтому все стенания рядовых бюджетников кажутся им бредом сивой кобылы. И правильно. Когда едешь в дорогом внедорожнике, купленном на деньги того самого бюджетника, понятия не имеешь, что условия перевозки могут быть совершенно иными. А стоило бы знать: в жизни лучше все перепробовать, а то мало ли к чему придется привыкать…

Ну, например, к тому, что в автобусе может идти дождь, что для поездки в нашем общественном транспорте стоит надевать непромокаемый комбинезон рыбака, на всякий случай носить с собой в кармане огнетушитель, а на голове бронебойную каску. А что? Пусть у тебя из кармана торчит 10-литровый баллон, ты похож на огромную жабу-танкиста и первый попавшийся наряд ДПС без вопросов скрутит тебя в отдел, но зато есть шанс выжить в часовой поездке на работу. Думаете, утрирую? Наивные! Значит, вы не ездили в наших «новых» автобусах (это те, что на метане) в дождь.

Четверг, 21 ноября. За пару дней до этого столичная мэрия заявила о готовности к зиме. А это значит: плывут машины, плывут пешеходы, электричество закончилось, но зато «кина» – предостаточно. Голливудские блокбастеры о конце света в сравнении с происходящим в Махачкале – книжка в младшей группе детского сада.

К девяти утра нужно было добраться из Редукторного посёлка на проспект Акушинского. Зная о заявленной готовности Махачкалы к зиме, обычно получасовую поездку спрогнозировал заранее, увеличив вдвое временной отрезок – ожидался дождь. Вышел из дома в восемь, сел на 44-й автобус, ехали чуть меньше часа. В средней части автобуса сидения пустуют: с крыши льется вода, все кресла мокрые, люди давятся в проходе. С высадкой вообще аттракцион. Остановки залиты водой по щиколотку, выйти на них невозможно. Водителю приходилось останавливать в крайнем левом ряду. В открытые двери желающих сойти пассажиров обрызгивали водой из луж пролетающие справа машины, и когда их поток иссякал, водоплавающий народ выпрыгивал на проезжую часть и мчался на работу.

На обратном пути, ближе к 14 часам, стало еще веселее: от Троллейбусного кольца до перекрестка с улицей Ярагского по проспекту Шамиля ехали 30 минут. «Двадцать шесть» вполне предсказуемо просто встала. И все та же история с нырянием в остановки и с грязевыми ваннами… Махачкала продемонстрировала «полную готовность» не только к зиме, но и к запоздалой осени.

Огнетушитель спрашивайте у… пассажира

Для неосведомленных поясню: случается (сейчас крайне редко), что в общественном транспорте висит табличка: «Огнетушитель спрашивайте у водителя». Никогда не понимал логику этого призыва, потому что во время пожара вряд ли станешь задумываться над сохранностью колымаги, везущей тебя по городу и разваливающейся на ходу. Тут ведь одна мысль – скорее уйти от нее подальше. Запасный выход в наших «Газелях» как раз для этого спроектирован: вместо замка кусок ремня безопасности – отстегнул, выпрыгнул.

Но все же нет-нет, а противопожарное средство в салонах маршруток обнаруживается. В довольно странных местах, например, под сиденьем пассажира, привязанное шнуром, но обнаруживается. Вряд ли действует, но есть.

Безопасность наших маршруток – тема настолько избитая, что и говорить о ней перестали, потому что привыкли. Так же, как и к растущим ценам на перевозки. И помнится, что очередное повышение оправдывалось тем, что за обозначившуюся разницу в цене компании-перевозчики гарантируют ту самую безопасность и комфорт. А на деле – та же рухлядь, грязь, холод или пекло.

Цена рулит

Складывается впечатление, что тебя квалифицируют как пассажира третьего сорта, когда везут в транспорте, от которого в цивилизованной стране и утилизатор отмахнется. Но вот проверочные рейды транспортников и дорожных инспекторов, выходит, нарушения в эксплуатации даже если и выявляют, то «решается» вопрос. Как? Знаем все.

Очевидно, что для того, чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и адекватное сочетание элементов рыночного и государственного регулирования. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом необходимо также руководствоваться законами и актами в области тарифообразования. Разумно, а не принимая во внимание интересы только одной стороны.

И понятно, что ждать, пока чиновник или депутат на собственной шкуре испытает все прелести поездки на работу в маршрутке, – не вариант. Поутихли ценовые страсти, и нормально. Маршрутки, как бомбы замедленного действия, пока не сработали, и ладно. А придется снова цену взвинтить – оправдаем очередной смехотворной безопасностью и комфортом. Взлетит «Газель» на воздух – проведем пару рейдов по контролю за использованием газового оборудования. И дальше поедем.

Аргумент-то у местных управленцев всегда найдется: дагестанцы же, сабур имейте. Или делайте. Вон, в странах третьего мира людей вместо двигателей используют, и ничего. Так что, нормально все.

Похожие

Тысяча и одна проблема

84
Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям...

Бесконечный час пик

32
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства...

Ответы без ответов, или «Метановые» маршруты

44
После публикации в «ДП» в ноябре прошлого...

По-прежнему в цене

28
В октябре LADA показала позитивную динамику на фоне продолжающегося дефицита электронных...

Вольты против литров: чья возьмёт?

53
Тема экологической безопасности нашей планеты из года...

Техосмотр всё-таки придётся пройти

350
Но фоне информации о грядущей реформе системы...

Зураб – гуру аккумуляторов

57
День автомобилиста, который в России отмечают 31 октября, –праздник всех водителей грузовых...

Блеск и нищета подержанных автомобилей

44
Починить иностранный автомобиль у нас не просто, а...

Дилемма: старая иномарка или новая «Приора»

159
У многих возникает дилемма: что лучше купить...

Когда машина быстрее самолёта

27
Ты рулишь современным автомобилем, под капотом которого «пасутся» несколько сот «лошадей»?...

Пересядем на электромобили?

29
Смог от автомобильных выхлопов становится мировой проблемой. Вспоминаю свою давнюю...

«Дальний бой» по дороге домой

119
В компании дальнобоев даже самый опытный водитель чувствует себя самокатчиком. Не потому,...

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

3
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

14
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

5
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

2
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

10
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

7
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

8
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

32
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

7
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...