«Платон» и дальнобойщики
В последнее время поступило немало новостей, связанных с системой «Платон». Самая главная из них касается предстоящего повышения тарифов.
Ранее руководители «Платона» известили перевозчиков, что с 15 апреля тарифы вырастут в два раза – с 1,53 руб. за км до 3,06 руб. Но незадолго до этого срока Правительство страны приняло решение повысить тариф не на 50%, а на 25 — до 1,91 руб.
Это решение было принято после встречи Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями грузоперевозчиков. В официальном сообщении говорится, что повышение тарифов до планируемого является преждевременным, так как в системе существуют недостатки. Оговаривается, что после устранения этих недостатков размер платы может быть повышен.
Кроме решения о пересмотре величины повышения тарифа, был принят ряд других мер, снижающих нагрузку на перевозчиков. Объявлено, что те, кто зарегистрирован в системе оплаты федеральных дорог «Платон» и уплатил годовую сумму, равную транспортному налогу, освобождаются от этого налога. Причем, чтобы избавить предпринимателей от довольно тягостной процедуры сбора и подачи документов в налоговую службу, будет обеспечен автоматический расчёт вычетов из транспортного налога.
На этом фоне произошла активизация противников «Платона». В разных городах прошли очередные акции протеста дальнобойщиков, требующих полной отмены системы. Подобная акция проходит и в Дагестане.
Линия противостояния наметилась и внутри самих перевозчиков: между теми, кто бойкотирует систему, и теми, кто согласен работать по новым правилам. Так, поступила информация, что участники протестных акций применяют меры насильственного воздействия по отношению к тем, кто продолжает выходить на работу. Сообщается о простреленных покрышках и даже поджогах машин.
Тем не менее основная часть дальнобойщиков готовится работать по новым расценкам и сейчас взвешивает все плюсы и минусы.
Итак, насколько существенны изменения, и как к ним относятся перевозчики? Мы опросили представителей некоторых фирм, занимающихся грузоперевозками. По их словам, освобождение от транспортного налога как награда за верность «Платону», конечно, снизит финансовые издержки, но не снимет их полностью. И в качестве подтверждения приводят простую арифметику. В Дагестане транспортный налог составляет 50 рублей за одну лошадиную силу. Мощность тягача составляет примерно 400 «лошадей». 400×50 руб. = 20 тысяч рублей. На такую сумму обещают освободить добросовестных плательщиков.
На другой чаше весов — повышение тарифа. Он, как уже говорилось, вырастет до 1,91 руб. за км. По словам дальнобойщиков, одна фура в среднем за год пробегает 100 тыс. км. Если раньше за это расстояние полагалась плата 153 тыс. рублей, то по новым расценкам уже 191 тысяча. То есть на 38 тыс. рублей больше. Пока счет в пользу «Платона».
Между тем в правительстве обещают ряд других льгот для перевозчиков. Например, скидки при расчёте размера платы в системе «Платон» в увязке с величиной фактического пробега транспортного средства по федеральным трассам. Иными словами, если перевозчик больше ездит и соответственно больше платит в систему, то для него тариф уменьшится.
Также на встрече с премьером перевозчики выразили мнение о неполной прозрачности «Платона», когда не видно, куда направляются собранные средства. Принято решение поставить под общественный контроль использование средств. Контроль возложен на региональные отделения Общенационального фронта и организации перевозчиков.
А вот штрафы для уклонистов могут вырасти. Причем эта инициатива исходит от представителей грузоперевозчиков, встретившихся с Д. Медведевым. По их словам, те, кто не платит «Платону», имеют преимущество перед добросовестными перевозчиками и за счет этого демпингуют. Действующие в данный момент штрафы – от 5 до 10 тысяч рублей – являются для них несущественными. В Правительстве согласились с этими доводами, поэтому дано указание рассмотреть возможность увеличить наказание для нарушителей до 50 тысяч рублей. Когда это произойдет, пока не сообщается.
Одновременно ужесточится контроль за платным проездом по дорогам. Разработчики «Платона» объявили, что к середине этого года намерены покрыть сетью специальных рамок с камерами все участки федеральных дорог. Проскочить мимо «Платона» никому не удастся.