По Каспию, с ветерком!
Не зря говорят: большое видится на расстоянии. Стоит только выехать в другой город или регион, где нет моря, быстро осознаешь, рядом с каким богатством мы живем, не используя в полной мере его потенциал.
Руководитель секции «История морского флота и судомоделирование» средней общеобразовательной школы №46 г. Махачкалы Саида Курбанова вспоминает:
– Мы катались на «Жемчуге». Причал, от которого он отходил, был у воинской части, что в морском рыбном порту Махачкалы. Это прогулочное судно ходило каждый день, возило отдыхающих в Каспийск, Избербаш. Я и сама, будучи директором муниципального учреждения дополнительного образования «Клуб юных моряков «Алые паруса», много раз возила на нем детей на морские прогулки. А сейчас что? Вроде бы живем у такого огромного моря, а прокатиться по нему не на чем. Море стало для нас недосягаемым.
Общественность республики периодически возвращается к вопросу о необходимости развития морского пассажирского судоходства. Так, в феврале этого года на Инвестиционном форуме в Сочи Дагестан представил проект развития круизного судоходства на Каспии.
Как отметил тогда руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Башир Магомедов, круизный маршрут по странам, расположенным на берегах Каспийского моря, представляется интересным для местного населения и для туристов, интересующихся историей Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. Для этой цели предполагается запустить 9-дневный круиз «Каспий – море дружбы» по маршруту «Махачкала – Дербент – Баку – Энзели – Туркменбаши – Актау – Астрахань – Махачкала». Также в рамках проекта предусматривается развитие Махачкалинского морского торгового порта; строительство гавани для круизных судов, яхт и катеров, оградительных сооружений с берегоукреплением. На форуме также было заключено предварительное соглашение между туристическим центром «Чайка» и Московским речным пароходством о приобретении катера для экскурсионных прогулок по Чиркейскому водохранилищу.
Как сообщили корреспонденту «ДП» в пресс-службе Махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт», сегодня разрабатывается Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 г., в рамках которой планируется реконструкция портов Махачкалы, Каспийска и Дербента.
Морские и речные перевозки относятся к дешевым по себестоимости вариантам транспортировки грузов. Эти преимущества давно оценили частные инвесторы. Параллельно можно развивать яхтенный спорт. Мухтар Омаров, президент Федерации парусного спорта РД им. Е. Гвоздева и директор муниципальной спортивной детско-юношеской школы по водным видам спорта «Каспий» г. Махачкалы, отмечает:
– Мы гордимся, что Федерация носит имя нашего земляка Евгения Гвоздева. Это единственный в России человек, который под государственным флагом страны совершил два кругосветных путешествия на суденышке, которое смастерил сам вручную. Его отважный пример вдохновляет нас на еще большие свершения.
Махачкала, пожалуй, – единственный в мире город у моря, где нет пассажирского порта, и не имеет яхт-клуба. Чтобы все это развивалось, нужны причалы, стоянки, словом, необходимо создать условия.
– У нас есть инвесторы, готовые без помощи государства создать всю необходимую инфраструктуру. Но пока мы сталкиваемся с одной-единственной преградой – невозможностью получить участок земли для этих целей, – с горечью констатирует Омаров.
В его планах запустить прогулочное судно, которое бы следовало по маршруту «Махачкала – Избербаш – Дербент». Мы можем ходить по Каспию в трехмильной зоне. Это хороший резерв для морских прогулок, уверен он.
А пока Федерация парусного спорта развивает в республике кайтсерфинг, виндсерфинг, другие водные виды спорта. И с привлечением волонтеров чистит берег Каспия от твердых бытовых отходов.