Сетевое издание «Дагестанская правда»

08:55 | 27 января, Ср

Махачкала

Weather Icon

По многочисленным просьбам горожан

A- A+

Махачкала не любит своих пешеходов. Тротуары такие узкие, что на них едва могут разойтись два человека, плитка крошится под ногами, а улицы забиты припаркованными как удобно их хозяевам машинами. Чтобы перейти дорогу на зеленый сигнал светофора, нужно бежать вприпрыжку, попутно оглядываясь по сторонам.

Словом, прогулка по городу превращается для махачкалинца в полосу с препятствиями, что сопряжено со стрессом и угрозой здоровью и психике. Места, где можно спокойно и неспеша погулять и подышать свежим воздухом, можно пересчитать на пальцах одной руки. И город стремится поглотить даже их, заражая своим суетливым ритмом.

В этой ситуации любую новость от мэрии о повышении комфортности городской среды махачкалинцы встречают с большим оптимизмом. Это касается ремонта и создания улиц, скверов, аллей, парков. Недавно администрация столицы решила преподнести сюрприз ко Дню Победы и приближающемуся юбилею Махачкалы – создать пешеходную зону по проспекту им. Р. Гамзатова в границах от улицы им. М. Дахадаева до М. Ярагского – по аналогу Арбата в Москве и других пешеходных зон в крупных городах. Как воспринять эту новость? С одной стороны, она неожиданна и приятна, как глоток свежего воздуха. Но какие последствия повлечет за собой новый шаг? Давайте взвесим плюсы и минусы.

Начнем с плюсов. Главное – у нас появится новое место отдыха в самом центре города. Здесь всегда можно встретить горожан (в любое время суток, кстати) даже при наличии большого потока автомобильного движения. Этому способствует близость к главной площади, прогулка по которой логически перетекает и на сам проспект; здесь же музучилище, Русский театр, Национальная библиотека, Театр поэзии, а также несколько ресторанов с открытыми верандами.

Смешение разных составляющих превращает проспект Расула Гамзатова в зону с особой, неповторимой атмосферой. И создание пешеходной зоны, конечно, в разы усилит этот эффект. Положительный потенциал воздействия такого островка комфорта на инфраструктуру и облик столицы может оказаться в перспективе очень заметным.

Но нужно сказать, что московский Арбат или Малая Садовая в Питере открыты для пешеходов не только по выходным, но и в течение всей недели, 24 часа в сутки. В Махачкале же часть проспекта Р. Гамзатова будет закрыта для автомобилистов только в выходные дни с 8:00 до 21:00. За основу в нашем случае скорее взяты не Арбат, а положительные примеры создания подобных проектов в Краснодаре, где часть Красной улицы (тоже магистральной) перекрывается на выходные и праздники; другой пример – проспект Путина в Грозном.

Но самый главный вопрос, кажется, грозящий свести на нет все начинания: куда денется автомобильный поток, если будет закрыта главная магистральная улица города? Справятся ли соседние Даниялова, Малыгина, Горького, Котрова с возросшей многократно нагрузкой? Как будет протискиваться по ним общественный транспорт? Представляю, в каких пробках будут стоять махачкалинцы в субботний день. Скажут ли они спасибо мэрии за такой Арбат? Где будут парковаться машины тех же посетителей ресторанов и кофеен, салонов красоты и бутиков? Неужели на узких соседних улочках вроде имени Сулеймана Стальского? Почему мэрия, заранее не найдя способ разгрузить движение в центре, придумала проект, усугубляющий положение? Уместно ли слепо копировать опыт других городов?

Как видите, вопросов много. Но в администрации города нас заверили, что соседние улицы нагрузку выдержат. – С целью минимизации проблем с заторами на прилегающих улицах маршруты общественного транспорта перераспределены по Даниялова, Коркмасова, Котрова, Ермошкина, – пояснил корреспонденту «ДП» заместитель начальника управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации города Андрей Гусейнов. Он также сообщил, что разработана «дорожная карта» изменения маршрутов автобусов большой вместимости и маршрутных такси, курсирующих по городу, с учетом перекрытия улиц. Ознакомиться с ней можно на сайте столичной мэрии.

Представители городского ГИБДД в свою очередь обратились к махачкалинцам и гостям столицы с просьбой заранее продумывать маршрут движения, чтобы не создавать заторов на улицах.

В мэрии нам также рассказали, что данный проект готовился давно и при его реализации власти действуют последовательно, с учетом городских реалий. Так, например, по итогам первых майских праздников проделана работа над ошибками – проводится обрезка деревьев по маршрутам следования общественного транспорта, устанавливаютcя знаки остановок, наносится дополнительная дорожная разметка. Кроме того, принято решение по выходным дням отменять одностороннее движение вокруг стадиона «Динамо». Дополнительная парковка для посетителей ресторанов и культурных учреждений, расположенных на данном участке проспекта, не предусмотрена. В эти дни горожанам рекомендуется использовать общественный транспорт и пешие маршруты.

Итак, идею с прогулочной зоной на проспекте Р. Гамзатова нельзя назвать утопической. Такое место нужно городу, и оно обязательно должно появиться. Только к вопросу надо подходить грамотно и осторожно. Тем более, что проект был создан по многочисленным просьбам махачкалинцев. Будем надеяться, при их же активном участии он получит достойное воплощение, которое устроит всех – и пешеходов, и автомобилистов.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»