По ту сторону экрана
Когда в субботу, 4 декабря, по телеканалу «Вести 24» прочла в бегущей строке, что в аэропорту Домодедово совершил аварийную посадку ТУ-154, непонятно почему, но появилось ощущение, что это произошло с дагестанским самолетом. Не верилось, что такое может случиться с самолетом «Авиалиний Дагестана», потому что до этого авиапредприятие из года в год обеспечивало безопасность полетов.
Когда диктор объявил, что на борту самолета, вылетевшего из аэропорта Внуково и совершившего вынужденную посадку в Домодедово, почти все (к сожалению, приходится употреблять слово «почти», т.к. в этот день погибли успешный бизнесмен, известный меценат, патриот республики Гаджимурад Магомедов и заслуженный врач РД Роза Гаджиева) пассажиры живы, пришло осознание того, что экипажу пришлось приложить сверхчеловеческие усилия, чтобы предотвратить катастрофу. Несмотря на возникшие сложности, пилоты посадили самолет, сохранив жизни пассажиров. И это, можно сказать точно, не произошло случайно, а было достигнуто благодаря смелости, умелым действиям и профессиональному мастерству летчиков.
Экипажу ТУ-154, летевшему 4 декабря, пришлось совершить посадку, не набрав полной высоты, с неизрасходованным авиатопливом, отказавшими двумя из трех двигателями, плохой видимостью! Разве не герои? Однако чуда не произошло, подвиг экипажа, возглавляемого опытным пилотом З.Закаржаевым, в средствах массовой информации по-должному не оценили. Наоборот, прозвучало высказывание о человеческом факторе, ошибках экипажа перед взлетом. Не получили резонанса выступления асов летного дела о том, что эта посадка — свидетельство высокого профессионализма людей. В числе летчиков, давших такую оценку, и командир ТУ-154, совершившего недавно незапланированную посадку на заброшенной взлетно-посадочной полосе в тайге и получившего за это звание Героя России. В поддержку экипажа в первые часы после происшествия выступил и летчик-испытатель, дагестанец М. Толбоев.
Насторожила тенденциозность в освещении авиапроисшествия. Много нареканий было высказано в адрес авиапредприятия, вплоть до закрытия таких небольших авиакомпаний, содержащих несколько единиц бортов. Погоня за сенсацией в очередной раз указала на пробел в работе СМИ: поспешность выдачи версий, которые при сравнении с другими кажутся нелепыми. Например, озвученная версия, что экипаж якобы забыл включить насосы подачи топлива, не клеится с тем, что сказал начальник участка оперативного технического обслуживания «Авиалиний Дагестана» С.Гусейнов, который отметил, что «говорить так некорректно, так как, если б экипаж забыл включить устройство подачи топлива, не включились бы и другие системы и самолет вообще не сдвинулся с места». Грозно звучат и сообщения об изъятии документации по потерпевшему крушение самолету.
Не получили должного резонанса в освещении СМИ и героические действия пассажиров. А ведь они проявили чудеса храбрости, чувство солидарности и взаимовыручки, будучи на грани жизни и смерти. Яркий пример — действия пассажира, который, стоя в разлившемся авиационном бензине, помог выбраться из самолета 12 землякам, хотя в любую секунду мог произойти взрыв. А ведь в данной опасной ситуации, казалось бы, каждый мог бы думать только о себе. «Думала, что ничто нас уже не спасет, сейчас будет взрыв, и мы погибнем. Каждый, наверное, мысленно прощался с этим миром, поэтому, как хватало сил, передавали друг другу ребенка, оказавшегося рядом, продвигая его к выходу, чтобы хоть он остался жить», — вспоминает одна из пассажирок. Мужество и самообладание проявили все — и экипаж самолета, и пассажиры. Именно это, считаю, и позволило большинству летевших в самолете остаться в живых. Хотя известно, есть и другая сторона происшествия — погиб брат Президента РД Г. Магомедов и 80-летняя женщина Р.Гаджиева. В эти дни «Дагестанская правда» публикует идущие со всех концов республики, ее отдаленных уголков соболезнования. Республика скорбит и ждет объективного расследования произошедшего авиапроисшествия.