Победили силой мысли
Доводилось ли вам встречать ребят, способных умножать в уме двухзначные числа? Ученики махачкалинской Школы лидеров UCMAS и не на такое способны. Не так давно они заняли третье групповое место в ХХI Международных соревнованиях по ментальной арифметике в Дубаи.
Что такое ментальная арифметика? — спросите вы. Если по-простому, то это когда все вычисления делаются в уме. В 1993 году профессор из Малайзии Дино Вонг создал для детей методику ментального счёта UCMAS, чтобы развивать интеллект с помощью навыков счета. Для этого он использовал особые счеты – абакус. На одной спице у них — пять косточек. Этим они отличаются от еще сохранившихся в нашей памяти русских счетов, которыми щелкали бухгалтеры и кассиры в советских магазинах.
— Шахматисты просчитывают партию на много ходов вперед в голове, а не на доске, – говорит методист школы Лайла Таймасханова. — В нашей школе дети тоже считают в уме воображаемыми косточками. Сначала решают простейшие вычисления на абакусе, потом начинают делать это ментально, то есть в уме. Результат достигается тренировкой интеллектуальной деятельности – развиваются внимание, точность и быстрота пальцев, слуховая и зрительная память, увеличивается скорость обработки информации, но самое главное — образное мышление, воображение. Навыки доходят до автоматизма. Ум и движение взаимосвязаны, процесс вычисления сопровождается движением рук. В результате уже через год обучения ребенок, просто взглянув на задание «умножить 44 на 67», сразу вычисляет ответ в уме, сам не замечая, как это происходит.
Обучение в школе длится три года, ученики могут складывать, отнимать, умножать и делить. Но если взрослый человек с трудом складывает двузначные числа, то выпускники школ ментальной арифметики легко жонглируют в уме трехзначными путем умножения, деления, извлекая корень и проценты. И, как говорят педагоги, это не предел возможностей.
Есть в этой методике свои ограничения. Взрослому тяжело ею овладеть, он пытается решить задачу привычным для мозга способом. За решение в ментальной арифметике отвечает не логическое левое полушарие, а правое – образное. Чем младше ребенок, тем легче ему перейти на ментальную арифметику.
Уверен, большинство читателей о ментальной арифметике не слышали, а между тем методика работает в 52 странах. В России, к примеру, пять тысяч центров, прошлогодние международные соревнования в Индии собрали 8 тысяч детей, войдя в Книгу рекордов Гиннесса как самые представительные по количеству участников. Выпускники школ часто становятся звездами телеэкрана, поражая зрителей своими способностями.
В Махачкале центр открылся год назад, но уже есть результаты. Призовое место в Дубаи — не первый успех наших ребят. 9 апреля они участвовали во Всероссийских соревнованиях по ментальной арифметике в Москве, заняв там два первых и одно второе место в своих возрастных категориях. В группе было 7 человек: Самат Абдуллаев, Магомед Абачараев, Магомед Амирханов, Асият Шамсудинова, Диана Рамазанова, Саид Абдурахманов, Абдулхамид Аскерханов. Возраст – от 8 до 13 лет.
Ребята в школе – самые обычные, и совсем не обязательно, чтобы они были отличниками.
— Впервые я увидела в Инстаграме видео о казахском мальчике, который умножал большие числа. Заинтересовалась, почитала про ментальную арифметику и предложила основателям школы UCMAS открыть такой центр у нас в республике. Вначале учащихся было немного, сейчас их заметно больше. Кто-то подтянулся в математике, кто-то делает успехи в игре на гитаре. Асият Шамсудинова, к примеру, играет на фортепиано, Диана Рамазанова рисует, Магомед Абачараев – победитель математических конкурсов, — рассказывает руководитель махачкалинской Школы лидеров Камилла Абдуллаева.
Занимаются ребята с преподавателем по 15 минут в день и два часа в неделю. Конечно, большие результаты показывают дети с предметной одаренностью, но гораздо важнее трудолюбие, считают педагоги школы. Не стоит ждать от ребенка быстрых результатов, насмотревшись роликов в Интернете, предупреждают они. Как и при любой тренировке, результат приходит постепенно.
Родители отмечают, что дети стали лучше учиться в обычной школе, лучше запоминают стихи и пересказывают рассказы, быстрее читают. Рассказывают, что однажды ребята, пойдя в супермаркет с родителями, посчитали стоимость продуктов в магазине быстрее, чем кассир.
Методист школы Лайла Таймасханова изучала детскую нейропсихологию. Заинтересовавшись ментальной арифметикой, пришла к выводу, что методику можно использовать для коррекции у детей нарушений когнитивных процессов.
— Нас часто спрашивают, не мешает ли новая методика учебе в обычной школе? Это как знать два языка, знания лишь дополняют, расширяют возможности ребенка, — говорит педагог. — Вы удивитесь, но преподавателями школы могут быть представители разных профессий, но только не математики. Это объясняется тем, что математики слишком привыкли к логике. Педагог в школе ментальной арифметики, наоборот, должен мыслить максимально творчески. Ведь и сам метод направлен на развитие правого, творческого полушария, хотя речь идет об арифметике. Мы привыкли считать ее фундаментом логики. Оказывается, все сложнее. В качестве наглядного примера можно вспомнить Альберта Эйнштейна, который свои сложнейшие математические модели видел в образах.
Соревнования, как было отмечено, собирают тысячи участников. Свисток судьи – и время пошло. Детям дается 8 минут и двести заданий, выигрывает тот, кто сможет решить больше. Пока что в ментальной арифметике традиционно лидируют представители Индии, Ирана, Казахстана. Но мы верим в наших ребят. Сейчас они готовятся к общероссийским соревнованиям, которые пройдут в феврале, а если все сложится хорошо, померятся «ментальной силой» на международном чемпионате в Бали.