Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 19 июня, Сб

Махачкала

Weather Icon

«Побольше летних кинотеатров, фонтанов и цветов!»

A- A+

В Общественной палате РД прошел круглый стол на тему «Архитектурный, интерьерный, ландшафтный дизайн в оформлении города и объектов социнфраструктуры». Экспертом выступил преподаватель отделения «Дизайн среды» Дагестанского художественного училища им. М. Джемала, заслуженный работник культуры РД В. Мелешко (на снимке). Наш корреспондент встретился и побеседовал с ним о малых архитектурных формах в городской среде.

— Виктор Андреевич, что такое малые архитектурные формы?

— Это элементы наполнения среды, имеющие ярко выраженное архитектурное происхождение. К числу таких форм относят лестницы, фонтаны, бассейны, ограды, балюстрады, подпорные стенки, фонари, скамьи, урны, цветочные вазы, навесы, перголы, киоски, беседки — элементы среды, составляющие часть любого архитектурного ансамбля. Это словосочетание близко примыкает к понятию «средовой дизайн», так как в число малых архитектурных форм вошло множество дизайнерских объектов: информационные устройства и установки, телефонные будки, выносные витрины магазинов, стационарные навесы и оборудование летних кафе, комплексы торговых автоматов, остановки и навесы городского транспорта и другие элементы среды, участвующие в ее пространственной организации. 

С недавнего времени в Махачкале предпринимаются попытки облагородить парки, скверы, улицы малыми архитектурными формами. Например, устанавливают декорированные скамейки, фонари. Наиболее удачным примером в этом отношении является сквер на пересечении улиц М. Ярагского и А.-Х. Султана. У Театра кукол по пр. Р. Гамзатова была представлена необычная осветительная архитектура. Она уходила под землю, находилась под толстым стеклом, откуда исходило свечение, растущая рядом трава была озарена этим светом. Есть много вариантов подачи осветительной архитектуры, хотелось бы, чтобы в городе будущего она занимала не последнее место. Как и питьевые фонтанчики, которые так необходимы в жаркое лето. 

Нашему городу не хватает малых архитектурных форм. А ведь они заполняют зрительную паузу между большой архитектурой, облагораживают ее. Сегодня в мире набирает силы стиль малых архитектурных форм, именуемый «постмодернизмом». Он активно «сотрудничает» с другими, но относится к ним «иронически»: берет от них какие-то элементы, перерабатывая их и подавая в виде шутки. Например, такой малой архитектурной формой в Брюсселе является фигура полицейского, выглядывающего из люка и удерживающего убегающего воришку (на снимке), или фонтан «Волшебный кран» в испанском городе Кадисе, напоминающий о необходимости бережно использовать питьевую воду. Такое нестандартное решение привлекает внимание общественности к проблемам правонарушений, городские власти это хорошо понимают и с удовольствием устанавливают подобные архитектурные формы. Нам тоже бы такой стиль подошел. Но нет исполнителей.

— Были ли ранее в Махачкале представлены малые архитектурные формы? 

— Практически не было. Была обычная городская скульптура, пропагандирующая то, чем славен наш горный край: щедрый урожай, богатые рыбные запасы, традиционное гостеприимство. Например, у кинотеатра «Дружба» (в прошлом он назывался «Темп») были установлены городская скульптура девушки, держащей в руках виноград, неподалеку — рыбак с осетром в руках, у цветочного магазина в городском саду – «Девочка с цветами». Популярностью пользовались кованые ограды. Точеные же балясины, установленные вдоль Родопского бульвара, стоят и по сей день.

— Вы упомянули скульптуру Ягудаева «Девочка с цветами». В период, когда цены на цветные металлы сильно возросли, она стала объектом наживы, скульптура была спилена. Возникает вопрос, что должно являться материалом для городской скульптуры?

— Сейчас есть станки с программным обеспечением, способные вырезать любую форму в формате 3D (трехмерный объем). По сути это оборудование выполняет за скульптора трудоемкую работу, ему остается только немного подправить ее. Такую технику можно взять и нам на вооружение. Материал, из которого она изготовляется, — современный пластик, по структуре что-то вроде между дорогим мрамором или гранитом и пенопластом. Что же касается скульптора, который бы мог сделать малые архитектурные формы, это тоже непростой вопрос. Во-первых, скульпторов, занимающихся малыми архитектурными формами, у нас мало, во-вторых, творческая авторская вещь всегда стоит дорого плюс ко всему ее изготовление, ваяние. Так, например, памятник защитнику Отечества известного скульптора-живописца Ш. Шахмарданова, установленный на выезде из города, был отлит в Санкт-Петербурге. Городской администрацией были затрачены немалые средства, чтобы она была доставлена в Махачкалу. 

— То есть городу просто нужно взяться за дело в том плане, чтобы внедрять малые архитектурные формы?

— Да, ведь городская скульптура дорого стоить не будет. Только с недавнего времени всерьез заговорили о малых архитектурных формах в городской среде. Пытаются определить, что это такое, какие у нее цели. Вот и в Общественной палате обсуждение данной темы состоялось впервые.

В городе есть Управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города, Комбинат благоустройства, они в основном занимаются наружной рекламой, озеленением и приведением города в порядок. Если бы в этих организациях состояли два-три скульптора, имевшие связь с художниками-дизайнерами! Для начала они могли бы просто копировать мировые образцы.  

— Какая тематика городской скульптуры, на ваш взгляд, лучше подошла бы Дагестану?

— Патриотическая, национально-этническая, спортивная, детская. Эти темы, думаю, можно с успехом развить в городских скульптурах. Большой резерв у нас есть в среде знаков визуальной коммуникации, которые также относятся к малым архитектурным формам. Они могут указывать на нахождение образовательных, развлекательных объектов. Студенты на эту тему придумали много вариаций. Хотелось бы, чтобы люди знали о таких возможностях, этот вид получил новый импульс в развитии. 

— Какая страна является примером в создании малых архитектурных форм? 

— Их много: Азербайджан, Грузия, Армения, государства Прибалтики, Западная Украина. Среди российских городов можно отметить Саратов, где хорошо в городской среде чувствуется связь российской глубинки с западной архитектурой. Вообще как только в дизайн вносится национальный колорит, все сразу меняется, становится притягательным, близким и родным. Примером также могут стать Пятигорск, Кавминводы, где хорошей практикой являются цветочные календари. В Махачкале возле «Детского мира» была сделана попытка создать подобное, но за ним нужен тщательный уход, много особенностей и в плане посадки цветов, полива. В сочетании с фонтанами цветочные календари очень хорошо смотрятся.

— Мы с вами разговариваем в стенах художественного училища. Да и в ходе круглого стола в Общественной палате вы говорили, что студенты могут внести свою лепту в развитие малых архитектурных форм. Что конкретнее можно сказать по этому поводу?

— Наши студенты-дипломники могли бы разработать проекты оформления автобусных, троллейбусных остановок с применением дерева, дикого камня, используя национальные мотивы. Такая попытка на примере одной из остановок уже предпринималась, в этой связи остается найти тех, кто бы воплотил эти идеи в жизнь. Надо заметить, в свое время студенты художественно-графического факультета ДГПУ вырезали из дерева статуэтки чабанов, животных: медведей, осликов, национальные тарелки, много других вариаций на национальную тему. И сейчас они могут найти достойное место в городской архитектуре.

После интервью с В. Мелешко я обратилась к студенткам отделения «Дизайн среды», находящимся в аудитории, К. Замигуловой, А. Токаевой, К. Гейбатовой с вопросом: «Что бы вы как молодые художники хотели видеть в городе?» Они ответили: «Побольше летних кинотеатров, фонтанов и цветов!»

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»