Поборник дружбы народов Кавказа
Имя Ильи Чавчавадзе по праву входит в когорту самых блистательных мастеров грузинской классической литературы. Выдающийся писатель-гражданин, пламенный деятель национально-освободительного движения, развернувшегося в Грузии во второй половине XIX века, он был представителем передовой части своего народа.
Илья Григорьевич Чавчавадзе родился в 1837г. в восточно-грузинском селе Кварели.
В тогдашней Грузии свирепствовало крепостничество. Народ стонал, угнетаемый сатрапами царских колонизаторов с одной стороны и местными властями – с другой. Опираясь на местных реакционных правителей, царизм укреплял свое господство на Кавказе, беспощадно подавляя стихийные восстания крестьян.
В этой атмосфере возникли мечты И. Чавчавадзе о национальном возрождении своей многострадальной родины.
В 1857-1861гг. И. Чавчавадзе учился на юридическом факультете Петербургского университета, где возглавлял кружок студентов-грузин, находившихся под влиянием революционно-демократических идей. Еще юношей он порвал со взглядами и традициями привычной среды, решив посвятить свою жизнь борьбе с социальной несправедливостью, за счастье народа. Под влиянием русских революционных демократов Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Герцена, с идеями которых И. Чавчавадзе познакомился во время своего пребывания в Петербургском университете, укрепилась его ненависть к эксплуататорскому строю, оформились его взгляды на литературу и искусство.
В России И. Чавчавадзе осознал, что единственный путь к новой жизни тот, который освободит «ограбленный труд» и «плененную личность». Он ясно осознал, что
Мир грабежа и угнетенья
Уже разрушиться готов,
И распадутся вскоре звенья
Отяготительных оков.
Свободы цель перед собою
Поставил славный наш народ,
И вал вселенского прибоя
На угнетателей идет.
……………………………………
И задрожит от нашей правды
Поработитель мировой.
(«Призрак»)
За участие в студенческих волнениях он был исключен из университета и в 1861 г. вернулся в Грузию.
Здесь он стал во главе нового общественно-литературного направления, написавшего на своих знаменах лозунги национального освобождения.
Писатель-патриот И. Чавчавадзе искренне любил свой народ, хотел видеть его счастливым, свободно развивающим свои творческие силы. Свободный труд, свободная личность – необходимые условия, основа новой, счастливой жизни.
И на тебя белые цепи
Вновь не наденут никогда,
И расцветет великолепье
Освобожденного труда!
(«Призрак»)
И. Чавчавадзе был замечательным публицистом, критиком, историком, ученым, сыгравшим немалую роль в развитии грузинской культуры. С 1863г. он издавал литературный и общественно-политический журнал «Сакартвелос моамбе» («Вестник Грузии»). И. Чавчавадзе выступал против крепостничества и патриархальных порядков в грузинской деревне. В 1879-1885гг. он был заместителем председателя, а с 1886г. председателем Общества распространения грамотности среди населения.
Всю свою титаническую энергию, свой поразительно многосторонний талант он посвятил родному народу, служению идеям гуманизма и прогресса. Историческая эпоха, в которой приходилось творить И. Чавчавадзе, требовала от него, чтобы он был и поэтом, и историком, и экономистом, и журналистом. Все его труды преследовали одну-единственную цель. Этой целью была борьба за права народа и облегчение его мук.
Со всей страстью защищавший угнетенное крестьянство, Илья Чавчавадзе в своих публицистических статьях дает уничтожающую критику капитализма, мечтает о тех днях, когда будет покончено с эксплуатацией человека человеком.
Национальное чувство И. Чавчавадзе – это широкая и здоровая любовь к родине, желание сроднить ее с другими народами, приобщить к общечеловеческой культуре.
Служение этой идее И. Чавчавадзе воспринимает как заветный и приятный долг, хотя и нелегкий. Поэт пишет:
Проходят ночи, дни; в уме рой мыслей бродит.
И сердце, о мой край! Терзается любя.
Но я не сетую: я рад, что жизнь проходит
В любви моей к тебе, в тревоге за тебя.
(«С тех пор»)
Патриотизм, любовь к родному народу, за социальное освобождение которого всю жизнь боролся И. Чавчавадзе, органически сочетаются у него с чувством дружбы, уважения к другим нациям, народам.
В особенности глубокие чувства признательности питал И. Чавчавадзе к русскому народу, к России вообще: «Россия спасла нашу страну от разорения и опустошения, она и сегодня охраняет ее от повторения перенесенных ею страданий и мук, она залечила раны нашей родины… Любовь наша к нашей отчизне сама собой представляет ту плодородную почву, на которой возникает и развивается наша преданность и любовь к России. Эта самая любовь к своей родине и есть та прочная соединяющая цепь, которая связывает наши чаяния и надежды с чаяниями и надеждами лучших людей России».
Будучи беззаветным патриотом своей Родины, Илья Чавчавадзе глубоко уважал национальные достоинства, историю и литературу народов Кавказа. Не раз на протяжении своей многолетней писательской и общественной деятельности он отмечал необходимость укрепления связей народов Кавказа и Грузии.
И. Чавчавадзе с большим вниманием следил за жизнью угнетенных народов, интересовался взаимоотношениями дагестанских и грузинского народов, их прошлым, настоящим и будущим. Для этого у него были все основания. Его дяди Гарсеван и Александр служили в Дагестане. Кроме того, он родился в соседнем с Дагестаном селении Кварели, расположенном на северной окраине Кахетии. Один из друзей И. Чавчавадзе – немецкий писатель А. Лейст пишет: «Здесь, на границе христианской Грузии и мусульманского Дагестана, получил он первые впечатления о мире и о жизни. Здесь еще ребенком слушал он рассказы о том, как его родня и местные крестьяне отражали набеги лезгин на их село. Эти рассказы, разумеется, производили большое впечатление на детское воображение и будили поэтическое вдохновение в нем». Интерес Чавчавадзе к Дагестану усилился после того, как в 1877 году он основал орган периодической печати – газету «Иверия», на страницах которой отражалась экономическая и политическая жизнь дагестанских горцев.
Патриотизм И. Чавчавадзе был неразрывно связан с идеей братства народов, в этом он тоже находился на передовых позициях, связывая освобождение своей родины с делом освобождения братских народов. Этой идеей была проникнута вся его деятельность. Издаваемой им «Иверии» был чужд национальный партикуляризм и безграничный эгоцентризм. Это лучше всего видно по одному из внутренних обозрений И. Чавчавадзе, где отмечено: «У нас любовь к родине другого свойства, другого характера, она подчиняется только святому чувству. К этому чувству, кроме собственных интересов, не примешивается ничего. Ни ненависть к кому-либо, ни желание подавить кого-либо или сделать несчастным. Наши патриоты желают блага нашей нации, без чего невозможны жизнь и развитие любого народа. Наши патриоты мечтают о достижении счастья страны светлым и прямым путем. Путем, который не пройдет через несчастье других».
На страницах «Иверии» нашли объективное отражение жизнь и дагестанских горцев, уровень их культуры, социальные отношения, политическое и экономическое состояние. Так, в 1891г. было опубликовано «Письмо из Дагестана» писателя и общественного деятеля Эгнате Ниношвили, содержащее ценные сведения о Дагестане 90-х годов XIX века.
И. Чавчавадзе был хорошо знаком с сокровищницей народной мудрости как своего народа, так и других народов Кавказа, в том числе дагестанских горцев. Более того, он проявлял большой интерес к истории, этнографии, фольклору дагестанских горцев. Об этом свидетельствует тот факт, что долгие годы у И. Чавчавадзе находилась рукопись «Сборника аварских, кумыкских, казикумухских песен», часть которых была опубликована на страницах «Иверии».
Деятельность И. Чавчавадзе сыграла роль в формировании общенациональных идеалов героев. Для этой цели он призвал на помощь предков, воскресил исторических героев, стряхнул пыль с обликов забытых патриотов и поставил их в пример своим современникам.
За активную деятельность в 1884 г. за И. Чавчавадзе был установлен негласный политический надзор. В 1906 г. он был избран членом Государственного совета, требовал отмены смертной казни в России, проведения широких аграрных и социальных реформ, выступал против разгула черносотенцев. Прогрессивная деятельность И. Чавчавадзе вызывала ненависть реакционеров. В 1907 г. он был убит около Тифлиса грабителями при потворстве царской охранки.
Гибель поэта от рук наемного убийцы поистине стала горем не только для грузинского, но и остальных народов. Но борцы за счастье и свободу народа не умирают. Илья Чавчавадзе своим творчеством, своей деятельностью создал целую эпоху. Этим он вписал свое имя в созвездие вечно живых.