Тема эта острая, хотя и не новая. Про беспредел, творящийся в иных отделениях милиции, ужасные условия содержания и нарушения прав граждан в местах лишения свободы говорилось всегда.
И вот новые слушания. Со вступительным словом обратился председатель Общественной палаты Абулмуслим Муртазалиев.
— Мы должны находить механизмы взаимодействия между правозащитными организациями, силовыми структурами и общественно-наблюдательными комиссиями, — отметил он. — Выражаться это должно в контроле за условиями жизни людей, находящихся в местах принудительного содержания. Комиссия работает уже два года. Правозащитные организации тоже не сидели сложа руки. Из чего могу сделать вывод, что работа была плодотворной, и в будущем мы будем только усиливать ее.
Далее, напомнив об истории создания комиссии, председатель Общественной палаты отметил, что сейчас идет формирование новой комиссии, уже поданы десять документов в ее состав. Большей частью это представители правозащитных организаций, есть также и бывшие члены комиссии. Все это должно усилить работу участников общественного контроля.
Но прежде чем перейти непосредственно к основной части слушания, надо понять суть работы и проблемы, которая дала импульс такого рода мероприятиям и созданию ОНК. Подконтрольными ОНК в Дагестане являются 9 исправительных учреждений УФСИН РФ по РД, 46 изоляторов временного содержания, подведомственных МВД РД, пограничным службам ФСБ, гауптвахты и дисциплинарные воинские части, подведомственные Минобороны РФ, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД РД, места административного задержания и административного ареста – спецприемник в г. Махачкале.
За время существования комиссия посетила с инспекторской проверкой 85 раз места принудительного содержания РД, из них 18 раз — учреждения УФСИН, 67 раз — соответствующие профильные структурные подразделения МВД РД, подлежащие общественному контролю, и выявила ряд нарушений.
Непосредственно о работе Общественной наблюдательной комиссии в Республике Дагестан за отчетный период рассказал ее председатель Гасан Айгунов.
— Не хочу сказать, что нет изменения к лучшему, — отметил Айгунов, — однако условия содержания, организация питания и медицинского обеспечения пока еще не отвечают требованиям Европейской пенитенциарной системы. Например, расход 68 руб. в сутки на питание задержанных, подозреваемых, обвиняемых и осужденных – мизерный. Не всегда обеспечиваются необходимыми медикаментозными препаратами. Особых жалоб о применении физической силы или иного действия, унижающего человеческое достоинство, в обращениях со стороны осужденных, уже отбывающих наказание в колониях, мы не получаем.
Но есть и весьма, мягко говоря, неприятные факты. Связаны они с задержанными и подозреваемыми в совершении преступления. Применение силы к ним происходит до доставления людей в РОВД и ИВС. Кроме физического воздействия, практикуется и запрет адвокатам встречаться со своими клиентами. Доходит даже до того, что применяется сила и в отношении самих адвокатов. Или случаи, когда по данным книги учета лиц, доставленных в РОВД, имеется запись о дате и времени доставления гражданина, а в графе, какие приняты меры, кем, когда и куда доставлен задержанный, нет сведений. Также случается, что адвокаты порой не могут установить после задержания местонахождение своих подзащитных, поскольку даже по истечении трех часов задержания сведений о задержанных и их местонахождении нет в ИВС, а родственники в поисках обращаются во все инстанции, вплоть до Правительства РД.
О состоянии дел в ИВС рассказал представитель МВД республики. У нас в республике 36 изоляторов временного содержания соответствуют нормам. Остальная часть расположена в горных районах и была построена в 50-х годах. Поэтому и по ряду других причин они соответствовать нормам не могут.
Представитель со стороны адвокатов высказался в адрес МВД предельно жестко. Нарушение прав человека в местах принудительного содержания начинается с нарушения его прав на защиту. Практически ни один начальник райотдела, руководитель ИВС не понимает, что к человеку надо допустить адвоката. Каждый день защитники сталкиваются с этой проблемой. Создается ощущение передней линии фронта. А мы чувствуем себя не адвокатами, а солдатами, ведущими войну за право прорваться к подзащитному. Зачастую это происходит из-за незнания законов работниками, ведущими следственные действия. Он предложил собрать начальников райотделов, руководство адвокатуры и прийти к единому решению в рамках существующего законодательства. Сегодня многие «временные жильцы» ИВС, находящиеся там по мало-мальски серьезным статьям, узнают, насколько «эффективна и тяжела милицейская дубинка», заявил он.
Возвращаясь к теме исполнения наказаний, Гасан Айгунов остановился на жалобах осужденных по вопросам условно-досрочного освобождения (УДО) по решению суда. Практика свидетельствует: при наличии положительной характеристики исправительных учреждений на осужденного суды тем не менее выносят решение об отказе в УДО.
Свою точку зрения на положение вещей высказал начальник УФСИН России по РД Муслим Даххаев. Он, в частности, обратил внимание, что в СИЗО республики заключенные имеют установленные нормами 4х2 м жилой площади на человека. Таких показателей нет во многих субъектах РФ. Также нет особых недочетов в отбывании наказания и условиях содержания осужденных. Нерешенным остается пока главный вопрос — трудоустройство заключенных. Его можно решить только с помощью правительства и госзаказа.
Муслим Даххаев привел и печальную статистику смертности за колючей проволокой: — В этом году около двадцати человек умерли в местах лишения свободы. Это те лица, которые реально подпадали под постановление Правительства РФ за № 54 от 6.02.2004г. Оно гласит, что если болезнь соответствует постановлению, то человек должен быть освобожден из мест лишения свободы. Однако у судебных органов поддержки мы не находим, и люди умирают в колониях. По этой проблеме поступает очень много жалоб как от родственной стороны, так и от общественных организаций. На данный момент еще 15 находятся в тяжелом состоянии и ожидают решения суда, — обратил внимание Даххаев.
Это только часть вопросов, которые обсуждались на слушаниях. По их итогам участники слушаний приняли ряд рекомендаций. В частности, практиковать более активное участие членов Общественной наблюдательной комиссии в совещаниях и заседаниях подразделений МВД и других правоохранительных органов, в ведении которых находятся места принудительного содержания. Также рассмотреть вопрос о целесообразности участия членов Общественной наблюдательной комиссии при обсуждении вопросов, связанных с изменением правового положения осужденных, в том числе связанных с их досрочным освобождением, заменой наказания на более мягкое и т.д. Судам более полно учитывать при вынесении постановлений об административном аресте состояние здоровья и степень инвалидности правонарушителей и др.