Подари улыбку детям
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Закрытая ранее, сегодня эта тема приобретает особый смысл, требующий к себе внимания. Ведь от их социальной адаптации зависит будущее, в котором дети из группы риска должны занять достойное место.
Республиканский Центр социально-трудовой адаптации имени У. Муртузалиевой как раз и является тем образовательным коррекционным учреждением для детей с нарушенным интеллектом. Сегодня центр состоит из нескольких структурных подразделений: садик, школа-интернат, ПУ. И здесь обучаются и воспитываются более 700 человек. И комплексно решаются задачи обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации детей и подростков с нарушенным интеллектом.
Джамиля Джалакова, зам. директора центра, так комментирует ситуацию, связанную с задачами центра: — Основная цель нашего учреждения — профессиональная ориентация детей и их дальнейшая адаптация в обществе, — рассказывает она.- Совместно с педагогическим коллективом мы даем возможность каждому воспитаннику выбрать ту профессию, которая подходит именно ему. А выбрать есть из чего: столярное, швейное, обувное, строительное дело, кулинария, обслуживающий труд. Профессиональная направленность начинается с 4-го класса с уроков трудового обучения. По окончании 9-го класса те дети, что способны дальше обучаться, поступают в ПУ при Центре. Большой заслугой коллектива является приобщение учеников к родному краю, уважению традиций дагестанских народов. На уроках труда и кружковых занятиях дети изготавливают изделия с элементами традиций национальных промыслов. В прошлом году на базе Центра открылось отделение психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей.
В ДОУ Центра «Улыбка» обстановка, как и в обычном детском саду. — Детский сад – начальная ступень целостного коррекционно-реабилитационного процесса,- рассказывает заведующая детсадом Зайнаб Наибова. — В нем функционируют отдельные группы: для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, т.е. нарушением звукопроизношения, и для детей с общим недоразвитием речи, воспитанников с нарушением зрения. Положительное новшество – развитие детей, имеющих отклонения в развитии, совместно со своими здоровыми сверстниками. Имеется отдельно выделенная группа «Особый ребенок» для детей с девиантным поведением. С больными детьми занимаются специалисты: тифлопедагог, логопед, дефектолог, родители этих детей получают консультацию психиатров. Для работы в тифлогруппе очень важно взаимодействие дефектолога и окулиста детской поликлиники, где дети находятся на учете. Вся образовательно-воспитательная работа ДОУ выстраивается так, чтобы воспитанники спецгрупп интегрировались в среду здоровых ровесников.
В начальной школе Центра к ученикам относятся по особенному бережно. Заместитель директора Бурлият Дауталиева о каждом ребенке говорит так, словно о своем сыне или дочери: — В школе обучается 199 учеников. 138 из них инвалиды интеллекта. 78 ребятишек — имбицилы, обучаются по щадящей программе, разработанной педагогами школы. Возможности здоровья этих детей не ограничиваются одним умственным недугом, имеются и физические недостатки: порок, ДЦП и т. д. Помимо образовательной программы мы проводим внеклассные часы, дети участвуют в общешкольных мероприятиях. Каждый их шаг для нас большая победа. И как бывает приятно наблюдать, когда они отплясывают на сцене лезгинку, читают стихи, участвуют в сценических постановках, улыбаются, а глаза полны счастья, заметно, что они очень стараются. К подбору педагогических кадров Бурлият Дауталиева относится с особой тщательностью, долго присматривается, изучает характер и выносит вердикт.
— Для меня важно не только образованность, но и характер педагога. Он должен быть терпеливым, спокойным, внимательным. В коридоре школы Бурлият Дауталиева показала художественную выставку ее учеников. Должна признаться, меня ошеломила профессионально выполненная работа ученицы четвертого класса. И таких достижений в школе немало… В режим дня ученика помимо учебных входят кружковые занятия. Дети совместно с педагогами создают композиции из пластилина, вязаные и мягкие игрушки, икебаны. Результаты детского творчества не пропадают даром, их используют для оформления классов, дарят учителям и родителям.
Учебно-воспитательный процесс старшей школы направлен на социализацию личности ученика. На этом этапе обучения у ученика формируются умения и навыки трудового и допрофессионального обучения. Русскому языку как учебному предмету в школе уделяют особое внимание. С его помощью у учеников развивается устная и письменная речь, имеющая большое значение для социальной адаптации. В Центре проводится большая профилактическая работа по предупреждению влияния алкоголя и никотина на здоровье, психику ребенка.
После окончания школы наиболее способные ученики обучаются дальше, поступают в ПУ. Их обучением и воспитанием занимается заместитель директора центра Пиржан Исрапилова. Профессиональная подготовка осуществляется по адаптированным программам на основе государственных стандартов. Всего в ПУ обучаются 117 учеников. Из 25 выпускников, 15 обязательно устраиваются на работу, даже несмотря на то, что рынок труда перегружен. Ребята получают стипендию в размере 400 рублей. Для круглых сирот в ПУ созданы отдельные условия с круглосуточным пребыванием. Их дальнейшая жизнь в особенности волнует коллектив. И над трудоустройством хлопочут все педагоги. Благодаря им все сироты имеют работу…