Поэзия: путь к познанию
Без качественного образования не будет ни культуры, ни хорошего здравоохранения, ни успешной экономики с инновационным производством, ни науки, работающей на решение проблем республики, ни экологии, ни грамотных чиновников в государственной власти, ни многого чего другого.
Моё твёрдое убеждение: основой культуры народа вообще является язык – язык данного народа. Давайте вспомним, не умаляя русскую культуру допушкинских времён, что расцвет русской культуры начался именно с Пушкина, с великой его поэзии. Поэзия Пушкина способствовала бурному развитию русской литературы и поэзии XIX века, музыкальной и театральной культуры. Этот период известен как век русской цивилизации, как Золотой век литературы. Воистину «Пушкин – наше всё!». Это в полной мере относится и к нашей республике.
Поговорим о проблеме изучения русского, родного и иностранного языков в школе. Это особенно важно в субъектах Российской Федерации, где государственными языками являются русский и родной, т.е. там, где школьникам приходится изучать ещё и третий язык – иностранный.
Главным средством сохранения наших родных языков является широкая сеть дошкольных и школьных образовательных учреждений в сельской местности. Некоторое время назад в сельских школах по просьбе районных управлений образования Минобрнауки РД разрешило вести уроки на родном (национальном) языке, но вскоре по просьбе родителей вновь вернулись к преподаванию на русском языке.
С 1961 года я причастен к подготовке инженерных кадров в одном из наукоемких направлений и имел возможность наблюдать эволюцию уровня знаний студентов по точным предметам (математике и физике). Выводы, к сожалению, неутешительные: знания студентов по элементарной математике и физике, за редким исключением, для учёбы в техническом вузе низкие: из-за незнания русского языка студенты не умеют логически рассуждать, стройно излагать свои мысли ни устно, ни письменно.
Как выйти из создавшегося положения, какие реальные действия предпринять? Мне представляется, что можно реализовать в республике следующие, не очень сложные в организации меры. В первую очередь те, что направлены на развитие языковой культуры. Необходимо создать мотивацию у молодёжи (всех возрастов и всех народов Дагестана) к литературному, в первую очередь поэтическому творчеству. Поэтический дар – это дар природы, который с особенной силой проявляется в юношеском и молодом возрасте, в возрасте амбиций, мечтаний и надежд.
В каком возрасте погибли два великих русских поэта? А.С. Пушкин – в 37 лет, М.Ю. Лермонтов – в 27 лет. Пушкин отмечал: «Помните, что только до 35 лет можно быть истинно лирическим поэтом, драмы можно писать до 70 и далее». Вспомним Анну Ахматову, Марину Цветаеву и других поэтов Серебряного века – все они начинали своё поэтическое творчество, будучи совсем молодыми. Будущие Расул Гамзатов и Фазу Алиева сегодня сидят за школьными партами.
Очень интересно высказывание о поэзии Ольги Седаковой, одной из самых известных современных русских поэтов, она же прозаик, переводчик, филолог и учёный, старший научный сотрудник Института мировой литературы при МГУ: «Поэзия – это экзистенциальное событие, космическое…Кем были бы мы, если бы не были написаны стихи Пушкина… Поэзия очищает воздух, как гроза. Она противостоит хаосу, загрязнению, заваливанию человеческого пространства какими-то лишними вещами…Сомнительно, что поэзия когда-нибудь исчезнет, потому что, судя по всему, это антропологическая константа».
Из теории стихосложения известно, что поэзия как источник информации метафорична, образна и эмоциональна. Следовательно, способствовать развитию поэтического творчества – это путь не только сохранения, но и обогащения языка. Отсюда предложение: учредить в Дагестане ежегодный праздник – двухэтапный День языков Дагестана (родного и русского).
1-й этап – День русского языка с подведением итогов по лучшим поэтическим произведениям молодых литераторов на русском языке и переводам с языков народов Дагестана на русский ко Дню русского языка 6 июня, в день рождения гения русской поэзии А.С. Пушкина, с вручением Пушкинской премии.
2-й этап – День национальных языков Дагестана с подведением итогов по лучшим поэтическим произведениям молодых поэтов на дагестанских языках 8 сентября, в день рождения гения дагестанской поэзии Р.Г. Гамзатова, с вручением Гамзатовской премии.
Мотивацией участия в них может служить материальное вознаграждение лауреатов конкурса, лучшие стихотворения издавать специальным сборником, предусмотреть льготные условия для школьников-лауреатов, поступающих на филологические специальности ДГУ и ДГПУ, популяризация поэтического творчества молодёжи на телевидении.
По инициативе Главы республики Рамазана Абдулатипова в Махачкале открылся Театр поэзии. Это хорошая площадка для поэтических вечеров, посвящённых юбилейным датам замечательных дагестанских поэтов. Наша молодёжь могла бы показать знание национальной поэзии, продемонстрировать своё поэтическое творчество. Дагестанский театр поэзии может продолжить традиции поэтических вечеров Политехнического музея в Москве в 60-х годах. Почему бы и нет? В Махачкале воздвигнуты памятники нашим выдающимся поэтам – эти места могут служить местом популяризации поэзии, как в Москве у памятников А. Пушкину, В. Маяковскому, Р. Гамзатову и другим поэтам.