Покинутый город
Считаю важным сохранять историко-культурную ценность Дагестана, поэтому расскажу вам историю своего родового села-крепости Кала-Корейш.
Кала-Корейш являлся столицей Кайтагского уцмийства, его административно-политическим и культурным центром. К Кайтагскому уцмийству относятся почти все современные даргинские районы республики.
Кала-Корейш являлся очагом распространения ислама на Северном Кавказе. В те времена от крепости в трех направлениях вели так называемые уцмийские дороги (они были выложены с расчетом на колесный транспорт и укреплены подпорными стенами высотой до восьми метров).
Кала-Корейш находится на возвышенности, окружен 5ю сигнально-оборонительными башнями, крепость с трех строн окружена неприступными горами, а въезд в крепость был только один шириной в 5 метров.
В крепости располагается древнейшая на территории республики Джума мечеть, построенная в IX веке (некоторые историки ошибочно считают что самой древней является Дербентская мечеть, однако Дербент до X века относился к Ирану).
Рядом с мечетью расположен мавзолей местных правителей уцмиев. Надгробья расписаны священными исламскими текстами.
Рядом располагается старинное арабское кладбище, где захоронены знатные жители села.
У подножия горы, к востоку от Кала-Корейша, сохранился караван-сарай, в село каждые три года из саудии приходили караваны с провизией.
В крепости как и в окружающих селениях до прихода Ислама исповедовали Иудаизм и Зооастризм.
Название села означает Кала — крепость, Корейш — курейшиты, крепость курейшитов. До прихода арабов называлось Уркмудцы.
Ислам в Кайтагском уцмийстве насаждался кровью и мечом, с Саудии на территорию Ирана, Дагестана, Грузии, Армении , поднялся военный Джихад с целью распространения Ислама на Северном Кавказе. 124 тысячное войско во главе с Курейшитами из рода Пророка Мир ему и Благословение направилось на Кавказ. На покорение Кайтагского уцмийства было выделено 3000 воинов, уцмиство долго сопротивлялось, но с покорением Кала-Корейша власть в уцмийстве была захвачена.
Поскольку крепость имела выгодное стратегическое положение и являлась столицей, Курайшиты поселились в нем править, а в Маджалисе и в Уркарахе остались арабские военные гарнизоны.
С приходом Советской власти, жители села были репрессированы и насильно перевезены в Чечню, позже они вернулись в Дагестан и расселились по низменным районам. Сейчас село является зияратом, туда каждый год совершается паломничество.
Я горжусь своим происхождением, дом моего прадеда располагается рядом с Джума мечетью, а мой предок Ахмедхан выходец из святого рода Курайшитов, являлся уцмием Кайтагского уцмийства и похоронен в Мавзолее.
Сейчас моей целью является восстановить былую славу крепости и я предприму все возможное для того чтобы это осуществить.