Пользуясь случаем…
Дни рождения я и забыла, когда отмечала, но вот недавний праздник 8 Марта порадовал букетом, что и стало поводом для сегодняшнего разговора.
Оказалось, что букеты за это время изменились основательно, ассортимент цветов на удивление разнообразен, правда, оформление иной раз переигрывает. Но главное – содержание. Отличие в том, что прежде в канун праздников наступал цветочный дефицит, а ныне предложение перекрывает спрос и взлетают цены. Одно радует, что их рост – явление временное и по завершении «ценообразующего случая» они хоть и не намного, но опускаются.
За последние несколько лет цветочная индустрия разрослась в разы. Махачкала по численности цветочных магазинов и салонов занимает одно из лидирующих мест. В столице функционируют три оптовых салона, и обслуживает вас не продавец, а профессиональный флорист. Вот они, к примеру, цены к празднику не подняли. Бутон розы, как и в обычные дни, обошелся всего в 100 рублей, веточка георгина стоила 90, мимоза и тюльпан — по 70 рублей. И к тому же салон может представить по требованию клиента необходимые фитосанитарные карантинные сертификаты. Но, как правило, они работают на мелкий опт.
На помощь в выборе букета к нам спешит интернет. Поисковик выдал мне порядка 50 ссылок на фирмы, которые занимаются такой услугой как доставка цветов в Махачкале . Правда, по большей части это представительства крупных московских фирм.
В онлайн-переписке менеджер одной из фирм-распространителей сообщил, что в регионах они работают через партнеров — цветочные салоны на местах. И таким образом клиент в Махачкале за пару часов может получить букет цветов от дарителя с другого конца страны. Если верить уверениям менеджера, то доставка букетов занимает от нескольких часов по нашей стране до двух-трёх рабочих дней в страны дальнего зарубежья. Однако ссылка с баннером от 750 рублей меня на заказ не вдохновила.
Помимо доставки многие из фирм предлагают оптовые поставки цветов — как самолетом, так и автомаршрутами. К примеру, уже несколько лет действует маршрут «Амстердам – Сибирь», по которому цветы доставляются в фурах во все крупные города. Компании берут на себя обязательства по оформлению партии товара и получению карантинных сертификатов в Россельхознадзоре в течение 14 дней с момента подачи заявки. Все здесь просто и ясно: как цветы заказать, как бизнес организовать, вот только следов привычной для нас акции «по праздникам дороже» не наблюдалось. Политика в цветочном ценообразовании была и осталась прежней, допраздничной. Не то что у нас.
Складывается такое впечатление, что свой бизнес-план цветочные магнаты, да и не только они, строят по пословице: «Мели, Емеля, твоя неделя!». Выпал снег — и таксисты отключают рации и «катают бордюры» по двойному тарифу. Мало того, что они нас «обдирают», так еще бордюрами обзывают. Декабрьская двухдневная забастовка «маршрутников» лишь подтверждает это. Город заполонили желающие заняться частным извозом, и при этом даже наличие иногородних таксистов цену не сбавило.
Отключили, к примеру, свет или воду, что у нас случается нередко, так в ближайшем к дому ларьке тут же дорожают свечи и вода бутилированная. Да и мало ли таких примеров! Цены скачут вверх в канун как светских праздников, так и религиозных. Преддверие священного праздника Ураза-байрам из года в год дает скачок цен, как правило, на продукты питания и на товары, которые приобретают в качестве подарков. А в минувшем году предпраздничный рост цен держался вплоть до летней засухи и нового скачка цен.
В этих условиях антимонопольная служба возбудила три дела в отношении поставщиков продуктов питания в связи с выявленными признаками осуществления согласованных действий по поддержанию цен. Для соблюдения ценовой политики был создан «народный контроль». В него вошло множество служб и департаментов, однако сложившуюся ситуацию это не переломило.
Конечно же, спрос порождает предложение, но у нас это в свою очередь порождает нездоровую конкуренцию, а уродливо растущие цены. И как говорится, не указ торговцам никакой закон о конкуренции, а тем паче о рыночной экономике.