Помнить свою историю и извлекать из нее уроки
«На пороге будущего» - так называется статья народного поэта Дагестана Магомеда Гамидова, опубликованная на страницах газеты «Дагестанская правда» 30 декабря 2014 г., которая завершается словами: «Мы большие любители начинать жизнь с чистой страницы. Может быть, в этом нет ничего плохого. Если, разумеется, не сотрем безумно все, что было записано раньше в книге наших судеб, если помним свою историю и умеем извлекать из нее уроки».
Хорошо известно, что жизнь общества невозможна без знания своей истории. Поэтому историей интересовались всегда. Но бывают периоды, когда интерес к прошлому резко возрастает. Это происходит тогда, когда перед обществом встают задачи, решение которых связано с радикальными переменами в ходе общественного развития. Именно такой этап переживают сейчас и дагестанские народы, когда возникла острая необходимость знания своего прошлого.
Почти все этапы дагестанской истории дали целый ряд наглядных уроков того, что история народа, сохраняемая и воспроизводимая в виде коллективной памяти, — своего рода сфера национальной безопасности. Историческое сознание – деликатная сфера, и в обращении с ним нужно быть осторожным.
Сегодня как никогда следует уделять особое внимание вопросам исторического знания. Мы заинтересованы в том, чтобы фундамент нашей исторической памяти был твердым и объективным.
Новый, более высокий уровень общественного сознания вообще невозможен без исторического мышления, которое помогает самостоятельному осмыслению сложнейших проблем современности, творческому подходу к решению социально-экономических задач.
Касаясь вопроса, что может дать история обществу, следует отметить, что история не принадлежит к наукам, способным дать прямой производственный эффект.
В наше неспокойное время люди могут успешно справляться с различными проблемами внешнего и внутреннего характера, когда они вместе и осознают себя частицами единого народа и когда понимают, что их народ имеет богатое прошлое. В этом и состоит значение изучения исторического прошлого. «История является для нас воспоминанием, — писал Карл Ясперс, — о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История – основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека». История – это общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Знание прошлого имеет колоссальное значение для созидания настоящего. Ибо прошлое рождает настоящее, а настоящее готовит будущее. Отношение к истории, ее понимание – это зеркало, отражающее моральные ценности того или иного общества. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна сама возможность извлекать из прошлого уроки для будущего.
В народе ныне вызывает неудовлетворение необоснованная критика со стороны недостойных людей нашей героической истории и исторических личностей.
Да, были ошибки и драматические моменты в нашей истории, но позитивного, героического было намного больше, чем негатива. Замечу, ни одна страна, кроме нас, не строит свою современную жизнь на основе критики прошлого.
Отношение к истории, ее понимание – это зеркало, отражающее моральные ценности того или иного общества. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна сама возможность извлекать из прошлого уроки для будущего
Наукой и практикой давно доказано, что обучать ребенка на первых порах следует родной истории. Поэтому с научно–методической точки зрения в школах, затем в средних специальных и высших учебных заведениях важно обстоятельное преподавание истории Дагестана. В школе подробно изучаются курсы отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до наших дней. Чтобы понять и усвоить историю народов Древнего Востока, Европы, Азии и Америки, да и России, важно знать историю своего края.
«Можно не знать тысячи наук и все–таки быть образованным человеком; не любить историю может только человек неразвитый умственно», — утверждал Н.Г. Чернышевский.
Мы справедливо говорим сейчас о новом прочтении теоретического наследия прошлого. Не только прошлое помогает лучше понять настоящее и будущее, но и настоящее помогает глубже осмыслить исторический процесс.
В конце второго – начале третьего тысячелетия формируются демократические ценности взамен политики деидеологизации, которая претендовала на господство в обществе в период перестроечных реформ. Другими словами, реальная потребность в новой идеологии, в национальной идее ощущается тем острее, чем нагляднее становится распад культуры, морали, экономики.
Искомая национальная идея должна быть в первую очередь идеей консолидации, собирания, объединения на основе укрепления федеративной российской государственности. В этой связи очень важное значение имеет формирование исторического сознания населения.
Историческое сознание является важной жизнеобразующей основой любого общества. Основной признак наличия здорового исторического сознания населения – осознание, ощущение преемственности в развитии событий, связи времен. Человек в своем настоящем, окружающем его мире, как его реальной жизненной ситуации, зависит от того, что было раньше, от прошлого, на плечах которого он стоит, но это только часть его бытия.
К сожалению, история дает огромные возможности ссорить народы и приписывать друг другу самые негативные качества. Мы должны извлекать уроки из истории своих ошибок, а историю других народов рассматривать под углом достижений и хороших примеров, на основе которых можно строить добрые отношения.
Память о прошлом – тот исторический фундамент, без опоры на который не могут обойтись ни одно общество, ни одна эпоха.
Значение прошлого для каждого нового поколения людей не сводится только к той или иной положительной или отрицательной оценке ушедшего времени, событий и лиц. Прошлое, уходя, не уносит с собой его последствий, а с ними каждое новое поколение не может не считаться, ибо это основа его жизни и деятельности.
Не менее значимо прошлое в связи с попыткой общества в каждом случае определить, куда оно идет или куда ему следует двигаться. Определить эту перспективу, не оглядываясь на пройденный путь, невозможно. По словам историка В.О. Ключевского, «история – это фонарь, обращенный в прошлое для того, чтобы заглянуть в будущее».
Научное историческое знание является главным, основным источником формирования исторического сознания населения как неразрывной связи времен.
Роль исторической науки как главного источника можно представить в данном случае лишь в идеале в том смысле, что здесь не обходится без влияния, и порой, может быть, более значимого, чем влияние исторического знания, средств массовой информации. Формирование научного исторического мышления и исторического сознания – фундаментальные и взаимосвязанные задачи исторического образования. От решения этих задач во многом зависит формирование у населения ценностных ориентаций, воспитание гражданственности и патриотизма, умения получить самостоятельно информацию для оценки прошлого и понимания настоящего.
Несистемность изучения истории Дагестана, сокращение часов на нее в пользу других предметов ведет к историческому нигилизму и просто к невежеству.
Наше прошлое ждет от нас мудрости и понимания. Мы в долгу перед ним. При бережном и сочувственном обращении оно способно рассказать о нас самих очень много и, главное, дать простые и вечные ориентиры для будущего.
Магомед Гасанов, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД