Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 21 января, Чт

Махачкала

Weather Icon

Помогите помогать!

A- A+

Наряду с государственными органами социальной защиты помощь уязвимым слоям населения оказывают и общественные организации. Причем делают они это не менее, а иногда и более эффективно, чем официально уполномоченные структуры. И хотя общественники занимаются этим делом из альтруистических побуждений, не ожидая материальной награды, им также нужны денежные средства.

До недавнего времени основной формой поддержки социально ориентированных НКО были гранты и субсидии, как правило, государственные. Причем выделяемые по этой статье суммы неуклонно увеличивались. Так, к примеру, если в 2014 году объём господдержки таких НКО составил 4,2 млрд рублей, то в 2016 г. – уже 11,32 млрд рублей.

Тем не менее, по мнению Владимира Путина, и этих средств недостаточно, поэтому несколько лет назад он предложил перейти на новую форму сотрудничества между НКО и государством. Еще в 2015 году на всероссийском форуме общественных организаций президент выдвинул инициативу выделить специальную группу некоммерческих организаций социальной направленности и открыть им доступ к финансовым бюджетным ресурсам, выделяемым на социальные цели. При этом НКО могли бы взять на себя часть социальных функций, которые сейчас исполняют государственные органы. К этой теме Путин вернулся в рамках ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ. Президент призвал «не жадничать и не отдавать по привычке предпочтения исключительно казенным структурам, а максимально привлекать некоммерческие организации к исполнению социальных услуг».

Чтобы получить доступ к этой привилегии, некоммерческая организация должна доказать свою эффективность. В Дагестане пока мало НКО, соответствующих этим требованиям. Одна из них – Дагестанская региональная общественная организация помощи инвалидам «Жизнь без слез». НКО занимается оказанием комплексной помощи детям и взрослым с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии. Организация давно зарекомендовала себя на федеральном уровне и была отмечена многими наградами. Недавно председатель движения Айшат Гамзаева в числе других общественников республики была награждена памятной медалью «За бескорыстный вклад в организацию общероссийской акции взаимопомощи #Мы вместе» и Почетной грамотой Президента России.

Как считает А. Гамзаева, несмотря на принятые законы о государственной поддержке социальных НКО, возникают серьезные трудности с их исполнением. По ее мнению, чиновники на местах должны менять подходы к этой работе.

– Айшат Ахмедбадавиевна, после того, как на федеральном уровне были приняты серьезные меры по поддержке социально ориентированных НКО, можно было ожидать активизации в их деятельности в нашей республике. Судя по имеющимся данным, этого не произошло. Социально ориентированных НКО по-прежнему можно пересчитать по пальцам. Почему так происходит?

– Действительно, в последнее время было принято много хороших законов в поддержку НКО. Наше законодательство в этом плане ничем не отличается от европейского. Но на местах исполнение этих законов буксует. Для того чтобы они заработали, необходимо, чтобы на уровне регионов были разработаны и приняты локальные акты. Но чиновники не проявляют должной активности в этом плане.

К примеру, с момента выхода Федерального закона «Об исполнителях общественно полезных услуг» прошло три года. Но до сих пор в Дагестане не принят регламент. Министерство труда и соцразвития РД внесло его в Правительство на утверждение. Но там где-то документ застрял и до сих пор не вышел. Мы пытались выяснить его судьбу, но внятного ответа не получили.

Любое обращение за мерами государственной поддержки сталкивается с бюрократическими проволочками, на преодоление которых уходит много сил. Приведу еще один наиболее показательный пример. Мы в 2011 году были первой социально ориентированной НКО, которая получила субсидии от Правительства РД. Вышло специальное постановление правительства. Но оно было адресным, касалось только нас. Мы долго добивались, чтобы был установлен порядок выплаты таких субсидий на конкурсной основе для всех аналогичных НКО. Лишь в прошлом году вышло соответствующее постановление правительства.

– А сами НКО готовы работать в новых условиях, ведь теперь к ним предъявляются высокие требования?

– Проблема качества деятельности НКО – серьезный вопрос. Требования для получения государственной помощи на самом деле высокие. Многие НКО не готовы к их выполнению. Если взять уже упомянутое постановление о выделении субсидий из республиканского бюджета, то для их получения надо представить очень много документов. Даже если организация зарекомендовала себя, не все могут качественно оформить эти документы.

Поэтому встает вопрос об оказании методической помощи НКО. Этим должны заниматься ресурсные центры. Там должен быть юрист, который поможет оформлять необходимые документы. Помощь должна быть с оргтехникой, офисом. Пока мало-мальски реальной отдачи от таких ресурсных центров у нас нет. Они созданы при Миннаце РД. Но у этого ведомства нет для этого достаточных материальных ресурсов. Такой орган должен быть создан при Минэкономразвития, может, при Минтруде. Там есть отдел по работе с НКО. А в Миннаце такого отдела нет.

– А какова ситуация с грантами, выделяемыми на поощрение деятельности таких НКО?

– Вопрос с грантами часто поднимается во время наших встреч с коллегами. Они говорят мне: единственная возможность для нас – это получить гранты от Министерства труда и соцразвития РД. Но там мизерные суммы. Что касается федеральных грантов, то львиная доля уходит в такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Башкортостан. Там много НКО, и они развитые. От Северного Кавказа поступают 1-2 заявки. Это очень мало. Получается замкнутый круг: нет возможности развиваться, так как нет доступа к грантам, а получить этот доступ мешает неразвитость. Чтобы разорвать этот круг, Фондом президентских грантов принято решение о том, чтобы передать значительную часть этих средств в регионы. Республика должна заявить о себе в плане развития социальных НКО.

Но самые серьезные надежды мы, общественники, возлагаем на недавно принятый закон «О государственном муниципальном социальном заказе». Его суть в том, что средства, предназначенные на поддержку деятельности социальных НКО, поступят напрямую в муниципалитеты, минуя республиканский уровень. Это сильно облегчает ситуацию с выходом негосударственных и некоммерческих организаций на рынок услуг, делает эту процедуру более понятной, прозрачной, предсказуемой и более доступной в финансовом плане. Не надо будет проходить много инстанций. Муниципалитет на месте хорошо знает, кто чем занимается. Не откладывая в долгий ящик, начинает финансировать.

Апробация закона пройдет с 2021 по 2024 годы в регионах, которые выберет Правительство РФ. Список регионов на 2021 г. уже утвержден, и нашей республики там нет. Надо приложить все усилия, чтобы в 2022 году Дагестан вошел в этот список.

В следующем году проект закона пройдет апробацию в 20 регионах. У меня предложение, чтобы руководство нашей республики попросило федеральные органы, чтобы в 2022 году обязательно включили РД. Многое здесь зависит от позиции руководства республики. Нам нужно, чтобы этот закон заработал у нас, если мы хотим, чтобы социально ориентированных НКО у нас было много и они были сильные.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»