Права и свободы – основа благополучия и развития народов
На состоявшемся 18 октября 2013 г. в Махачкале Конгрессе народов России обсуждался широкий круг вопросов, связанных с защитой прав и свобод народов нашей страны.
Конгресс задумывался как тематический форум, призванный содействовать оздоровлению межнациональных отношений. Делегатов Конгресса волновали участившиеся в обществе проявления ксенофобии, травля представителей этносов, являющихся в России коренными ее народами, совершаемые время от времени на них нападения экстремистов, что иногда создает в массовом сознании иллюзию бесправия жертв произвола.
Такое положение дел не может оставить равнодушным никого. Отражая общую озабоченность в связи с этим и стремясь глубже приобщить соотечественников к знанию международных алгоритмов формирования национальной политики государств и строительства межнациональных отношений, мы сочли необходимым обратиться к перечню прав и свобод человека, сложившихся в современном международном праве. Ведь такие международно признанные права и свободы служат стандартами межнационального общения и внутригосударственного регулирования национальных проблем.
В упомянутый перечень входят имеющие прямое отношение к населению Российской Федерации права и свободы народов, которые являются важным достижением человечества, отражающим новый уровень развития общего международного права. Защита этих прав и свобод стала пропагандироваться после окончания Второй мировой войны. Принятый в 1945 г. Устав ООН не только признал права и свободы народов, но и положил начало их прогрессивному развитию. Основой для их развития стал закрепленный в Уставе наряду с другими основными принципами международного права базовый и всеобщеобязательный принцип равноправия и самоопределения народов.
Ввиду того, что после Второй мировой войны в течение ряда десятилетий права народов возникали и фигурировали в рамках системы прав человека, их принято ставить в один ряд. И они действительно взаимосвязаны: не может быть свободен человек, народ которого бесправен, равно, как и трудно представить себе свободным народ, представители которого угнетаются врозь. Эта взаимосвязь нашла юридическое отражение в обязательных для соблюдения государствами международных пактах 1966 г. о правах человека, которые открываются идентичными текстами статьи 1, целиком и полностью посвященными праву народов на самоопределение.
Представляет для нас интерес неоднозначный вопрос о неприменимости к национальным меньшинствам права на самоопределение путем отделения. Ввиду того, что в Уставе ООН и в других важнейших документах не раскрывается понятие «народ», более или менее компактно проживающие в государствах национальные меньшинства неправомерно отождествляют себя с угнетенными народами, безусловно, обладающими правом на самоопределение. Между тем неминуемо возникает следующий вопрос: существуют ли международные механизмы защиты прав народов? Здесь положение много хуже, чем в области индивидуальных прав человека. Так, если во многих международных соглашениях о защите прав человека созданы и функционируют контрольные механизмы, ставящие целью проверку соблюдения государствами-участниками их нормативных положений, отметим то, что для народов такие механизмы не предусмотрены.
Однако в рамках ООН и вне ее функционируют международные институциональные механизмы по защите прав народов в современном мире. Ввиду недостаточной активности указанных механизмов народы объединяются для совместного отстаивания своих прав и свобод. Такое объединение материализуется в различных формах. Отметим некоторые из них. Так, с небезосновательной претензией на успех в мире нарастает движение за то, чтобы в ООН народы были представлены непосредственно. Институционально существуют различные к этому вопросу подходы. Так, Всемирное Федералистское движение ведет агитацию за создание в ООН наряду с Генеральной Ассамблеей и Парламентской Ассамблей, создаваемого по образцу Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Другой план – институционально укрепить в рамках ООН существующую Конфедерацию неправительственных организаций. Предлагается также создать в ООН Палату народов. Создание неправительственных организаций самих народов является иной формой их международного объединения. Так, существует несколько десятков объединений, включающих различные коренные народы. Среди них двенадцать имеют консультативный статус при Экономическом и Социальном советах ООН (Ассоциация мира коренных народов, Всемирный совет коренных народов, Совет нордических саамов и др.).
В России в 1990 г. возникла Ассоциация народов Севера, а в 1992 г. была создана Международная лига малочисленных народов и этнических групп, объединяющая коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Иной тип объединения народов – Организация непредставленных народов и наций, созданная в 1991 г. в Гааге. Она объединяет не только этнические группы и народы, но и меньшинства, а также государственные образования. Помимо этого, существуют также региональные и всемирные объединения отдельных народов по национально-этническому признаку. Эти формы организации указывают на появление новых международных условий для закрепления и расширения прав народов, новых возможностей для их реализации.
Подведя черту под вышесказанным, можно сделать вывод, что в международном праве сложилась система прав и свобод народов во имя социального благополучия как в своей стране, так и во всем мире. С каждым годом в этой системе появляются новые элементы защиты интересов народов, которые поощряют формирование новых их интеграционных объединений и ассоциаций для совместного отстаивания своих прав и свобод. Стало быть, права и свободы народов являются основой их благополучия и развития.