Права категории «М»
С 5 ноября в России вступили в силу поправки в законодательство, которые серьезно меняют ситуацию с водительскими правами. Самые значительные из них: количество категорий водителей увеличится до 10, впервые вводится разделение на тех, кто водит машину с «автоматом» и «механикой», а сдавать экзамены экстерном будет запрещено. Меняются правила лицензирования автошкол, а водителей-мигрантов обяжут получать российские права.
Эти поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» были приняты в мае этого года. Однако к началу ноября правительство не сумело принять все необходимые подзаконные акты, поэтому не все изменения вступили в силу с 5 ноября, большинство из них реально заработают только с 2014 года.
Начнем с категорий. В пору моей молодости их было всего пять. Сейчас стало десять. Мало того, появились еще и шесть подкатегорий. Так, появится категория «М», обладатели которой уже с 16 лет смогут управлять мопедами и легкими квадроциклами. Ранее этими транспортными средствами можно было управлять вообще без прав. В категории «А» появится подкатегория «А1», куда попадут все мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см и максимальной мощностью до 11 кВт. Под категорию «B1» подпадут водители квадроциклов и трициклов. Отдельные категории прав появятся даже для водителей трамваев («Tm») и троллейбусов («Tb»). Остальные категории и подкатегории позволили сделать более детальное разделение транспортных средств в зависимости от их массы или наличия прицепа. При этом срочно менять действующие права водителям не придется, это можно будет сделать по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.
Кроме того, законом впервые вводится разделение для автомобилей с автоматической и механической коробками передач. Если будущий водитель проходил обучение на «автомате», то в правах у него будет специальная пометка «АТ». В этом случае управлять автомобилем с «механикой» ему будет запрещено. Впрочем, пока нет ни разработанных программ обучения для каждой категории, ни какого-либо наказания за езду на «механике» тем, у кого есть ограничения.
Другое новшество – автошколы заберут у ГИБДД часть полномочий. Речь пока идет всего о 30 учебных заведениях на всю Россию, оборудованных компьютеризированным автодромом. Ученики таких школ будут сдавать теоретический экзамен и «площадку» не в ГИБДД, а в своем учебном заведении. Таким образом, в Госавтоинспеции у выпускника примут только практический экзамен по езде в городских условиях.
Следующее новшество – с 5 ноября все водители-иностранцы, занимающиеся на территории России профессиональной деятельностью, должны были выходить на работу с российскими правами. В противном случае организацию, выпустившую в рейс такого водителя с национальными правами, планировалось штрафовать на 50 тыс. руб. Но здесь произошла существенная накладка: Госдума в последний момент дала «задний ход», и водителям-иностранцам дали отсрочку на полгода, до 14 мая. Именно с этого времени запрет для них и начнет действовать.
Но тем не менее несколько дней, пока не разобрались, что к чему, система общественного транспорта во многих регионах России была фактически парализована: по всей стране водителями автобусов и маршруток работают десятки тысяч мигрантов, которые не успели ничего поменять и продолжают ездить по своим национальным правам. Так, в одном только Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 13 тыс. профессиональных водителей-мигрантов. Получить российские права к 5 ноября успели всего 25 человек.
Как утверждает зампред Комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак на страницах «Газеты.ru», инициатива была принята из-за большого количества ДТП с участием водителей-мигрантов. Между тем ранее «Газета.ru» приводила данные Верховного суда, согласно которым за первое полугодие 2013 года за совершение тяжких ДТП в России было осуждено в общей сложности около 8 тыс. человек. Иностранцев среди них оказалось всего 166 человек, то есть порядка 2%. Так что идеология этого запрета вызывает серьезные вопросы.
Новшества стали предметом бесконечной дискуссии в рунете. Что удивительного, редко можно найти мнение, которое бы поддерживало эти изменения. Все они как на подбор отрицательные. «Зачем все это надо? Половина водителей у нас права тупо покупает, а они вводят какие-то дурацкие требования к автошколам», — пишет один из участников обсуждения темы.
Но самое большое недоумение у участников дискуссии вызвало положение, согласно которому международные права, выданные гражданам России, внутри страны недействительны. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: нет водителя в своем Отечестве.