Сетевое издание «Дагестанская правда»

01:00 | 21 октября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Прикасаюсь к тайнам прошлого

A- A+

Знакомьтесь – Раджаб Хасбулатов (на снимке), ученик 9 класса Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей. С самого детства он увлекался коллекционированием. Собирал разное: монеты, кувшины, тарелки, старинную керамику, ювелирные изделия, минералы и ещё много всякой всячины, раскрывающих прошлое.

Раджаб сильно обеспокоен тем, что его сверстники недостаточно хорошо знают историю родного края. В этой связи махачкалинский школьник открыл краеведческий музей и предлагает преподавать предмет в его стенах, чтобы уроки запомнились надолго.

– Молодежь не интересуется историей потому, что её, на мой взгляд, преподносят скучно, а нам всё интересно потрогать, пощупать. Надеюсь, учащиеся нашей школы проявят больший интерес к изучению предмета, а музей поможет им в научно-исследовательской деятельности, повысит историческую грамотность, – рассказывает он.

И не случайно постоянную экспозицию развернули в библиотеке – «самое посещаемое школьниками место».

– Здесь есть всё для ведения научно-исследовательского кружка: парты, комфортные кресла, интерактивная доска, – говорит Раджаб. – Библиотека располагает большим количеством дополняющего экспозицию материала: книги, плакаты, обучающие карточки. К тому же проводятся тематические выставки, посвященные различным историческим событиям, например, Великой Отечественной войне, Кавказской войне, набегам и освободительным движениям в Дагестане… Все экспонаты из моей личной коллекции я расставил по направлениям: «Культура и история народов Дагестана», «Минералы», «История школы», «История монет и банкнот России и зарубежья».

Свою коллекцию он собирал более 5 лет. Так в доме появился маленький музей, но любоваться ею могли только родные и друзья, а этого было недостаточно. И мальчику захотелось поделиться собранным материалом как можно с большим количеством людей, поэтому перенес коллекцию в библиотеку на базе лицея.

Увлечение коллекционированием началось с монет времён СССР. Ему нравилось их рассматривать, изучать.

— Посмотрев на дату выпуска, мне стало интересно: «А есть ли монеты более раннего выпуска?» Со временем моя коллекция расширилась, да так, что полок не хватало. Собралось много всего: монеты, банкноты, вазы, кувшины, минералы, старые книги, значки, марки, медали, – рассказывает он.

Среди минералов его любимчик – аммонит, из коллекции монет – арабская медная монета «фельс». А есть еще старинный керамический светильник.

Новые экспонаты «приходили» к Раджабу разными путями: приносили друзья, знакомые, родственники, а некоторые будто сами напрашивались в коллекцию – ждали его в поле, в горах, на речке.

Идея открыть музей появилась сразу, как он пришел в лицей. Вскоре мальчик узнал, что в Российском движении школьников появился интересный проект – школьный музей, это было как раз ему на руку, и он загорелся с ещё большим энтузиазмом! Тем более что экспонаты у него были, ведь он – заядлый коллекционер. Директор, учителя истории и библиотекарь поддержали начинания.

Раджаб – один из немногих школьников, с удовольствием посещающих махачкалинские музеи самостоятельно, без группы. Но, несмотря на всю любовь к науке о прошлом, в лицей он пришёл совсем не за этим.

– Я поступил два года назад. С самого детства мне нравились науки естественного цикла: биология, химия, так как в современном мире мы не можем обойтись без химической промышленности – всё, что есть вокруг, состоит из химических веществ и элементов! Биология тоже неотъемлемая часть нашей с вами жизни. Наш лицей – это одно из первых инновационных учебных заведений республики, отличная площадка для развития, исходя из своих интересов я поступил на химико-биологический профиль. Учусь на отлично, учеба доставляет мне удовольствие, – говорит школьник.

Раджаб уверен, что время нельзя терять зря и никогда не поздно начать развиваться. Хотя лучше, конечно, к этому прийти как можно раньше. А ещё он уверен, что активная общественная деятельность воспитывает, если можно так выразиться, человека в человеке. Сам он является лидером Российского движения школьников – занимается продвижением различных проектов, волонтер-медик и волонтер Победы.

– Мне очень нравится участвовать в жизни общества. В будущем хочу стать врачом-нейрохирургом. А хороший врач должен быть всесторонне развитым. Поэтому я стараюсь изучать дисциплины и гуманитарного, и точного профилей, – делится он.

Коллекционирование – одно из самых любимых его увлечений, но не единственное. Есть и другая страсть – гончарное искусство!

— Работа с глиной доставляет мне очень яркие эмоции, она успокаивает, заставляет думать. Глина будет слушаться человека тогда, когда он слышит и чувствует ее, только находясь в гармонии с ней, получается хорошее изделие. О самом искусстве я знал, конечно, давно, но не знал, где в Махачкале можно записаться на курсы. Вскоре по счастливой случайности я обнаружил, что, оказывается, в моем городе открылась мастерская народных промыслов, где одним из направлений было обучение искусству керамики, – говорит он. – Моя учительница – замечательная мастерица, чуткая и мудрая женщина Патимат Шаммадаева, коренная уроженка селения Балхар, известного на весь мир своими непревзойденными гончарными изделиями. Спустя время у меня стали получаться различные изделия: кувшины, тарелки, вазы, игрушки и многое другое. Многие я подарил родственникам и друзьям, некоторые из них хранятся в моем музее. Я бы хотел выразить огромную благодарность своей учительнице за такой бесценный навык. В будущем обязательно открою в своем доме мини-мастерскую для занятий гончарным искусством.

И в этом можно не сомневаться. Успехов, Раджаб!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»