Купить PDF-версию
12:37 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:12 31.08.2018

Пришел в Шуру поезд

Булач Гаджиев
Выпуск - 2018 №№ 236-237
76

После строительства железнодорожной линии через Порт—Петровск у темирханшуринских коммерсантов и промышленников возникла мысль соединить Темир-Хан-Шуру со станцией Шамхал.

Они понимали, какие выгоды сулит новая ветка. Шоссейная дорога через Атлы-Буюнский перевал была серьезным испытанием не только для пассажиров, но и для товаров. Все 44 версты, соединявшие областной центр с Петровском, шли зигзагами. Путешественникам грозили обвалы. Стоило лошадям взять чуть вправо или влево, как экипаж летел в пропасть. Зимой сообщение и вовсе прекращалось. Дорога была настолько плоха, что от сильных толчков у фаэтонов ломались рессоры, тогда пассажирам приходилось ждать, пока ямщик устранит повреждение.

Перевозка товаров через большие лужи на одной версте от Порт-Петровска, через которую шла дорога, не обходилась без того, чтобы они не пачкались. Транспортная контора была вынуждена каждый раз оплачивать убытки в 60-100 руб­лей товарополучателям.

Словом, шоссе по благоустройству уступало всем российским дорогам, а по смете затрат было дороже многих других. Единственное, что сделал начальник местной дистанции пути, вывесил объявление с просьбой не ездить по охраняемому им шоссе.

В 1900 году в Петербург ездила делегация по вопросу строительства железной дороги. Через год 3 февраля горуправа Темир-Хан-Шуры провела совещание местных домовладельцев о прокладке железной дороги из Темиргое в областной центр. Излагая план строительства, городской староста сказал: «Проведение железной дороги не только поднимет наш город в коммерческом отношении, но и цены на подвижное имущество у нас повысятся».

Возлагались надежды еще на одно обстоятельство. Темир-Хан-Шура находилась в прекрасных климатических условиях. «Так что обыватели ближайших городов, – писала газета «Казбек», – которым за границу ехать невозможно… охотно приедут на летнее время к нам, в особенности бакинцы, у которых… Шура считается под носом».

Городская управа предлагала домовладельцам добровольно пожертвовать деньги на строительство железной дороги. К концу марта собрали 1700 руб­лей. Из Владикавказа был приглашен инженер.

Представитель Темир-Хан-Шуры Даитбеков посетил крупные города России и Москву, договорился с группой инженеров о строительстве дороги. Они обязывались проложить ее до Петровска, а расходы за изыскание должны были покрываться за счет средств горожан. Инженеры приобретали право эксплуатировать дорогу в течение 12 лет, после чего она переходила в собственность казны.

Ветка Петровск – Темир-Хан-Шура была еще в проекте, но многих, особенно купцов, торговцев, домовладельцев, промышленников, это дело очень заинтересовало. Газета «Каспий» сообщала, что в Темир-Хан-Шуре «цены на квартиры, дома и пустые площади растут не по дням, а по часам».

С этого времени Шура стала притягивать деловых людей. Гостиницы областного центра оказались тесны. Встал вопрос об открытии еще двух-трех.

В городе появились хозяева железных, марганцевых, серных, медных и других рудников, приехавшие из России. Среди них были и иностранцы. К примеру, представители французской фирмы в районе Чиркея уже разрабатывали залежи серы. На плоскости и в горах возникали новые рынки, которые подрывали дела торговцев Темир-Хан-Шуры. Немалый убыток нанесли базары Кумуха, Нижнего Дженгутая, Нижнего Казанища.

Это привело к изменению структуры производства. Многие промышленники из боязни обанкротиться принялись изготавливать консервы, нашедшие сбыт не только в России, но и за границей. Число консервных фабрик, правда, карликовых, быстро росло. Новая дорога была выгодна многим. Было подсчитано, что строительство обойдется в 700 тысяч рублей, а доставка товаров по дороге до ближайшей станции – в пол­копейки. Перевозка грузов и пассажиров должна была дать большую прибыль. Предполагалось, что затраты окупятся за 5-6 лет.

Всё как будто выглядело благополучно. Более того, к концу первого года было собрано уже 3 тысячи рублей пожертвований горожан, но царское правительство все откладывало начало строительных работ. Даже в годы подъема в 1909 году, когда в России было построено 3,5 тысячи километров железных дорог, темир-хан-шуринская ветка оставалась всё еще в проекте.

Лишь к началу Первой мировой войны (1914 г.) этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. Рабочую силу поставляли ближайшие к дороге аулы – Кумторкала, Капчугай, Кафыр-Кумух и другие.

На следующий год работы были закончены. Первый поезд в столицу Дагестанской области Темир-Хан-Шуру прибыл 6 июля 1915 г. Его украсили полевыми цветами и зелеными ветками Он состоял из двух небольших классных вагонов, остальные были товарными. Встречающие заполнили не только перрон, но и мост через железную дорогу на подходе к городу. Играл военный духовой оркестр. Только поздно вечером разошлась публика, остались только служащие.

Строительство железнодорожной ветки, связывающей море и плоскость с предгорьем Дагестана, явилось выдающимся событием в экономике, торговле и культуре Дагестана того времени.

Статьи из «Страна гор»