Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:00 | 22 января, Пт

Махачкала

Weather Icon

Пришёл, примерил, прикупил

A- A+

Многие наши читатели впервые узнают о каком-либо памятном дне или событии из тематических рубрик «ДП». А у праздников, пусть и неформальных, иногда даже и не совсем праздников, а так – полу­знаменательных дат, бывает странное соседство.

К примеру, сегодня, 27 ноября, «Черная пятница» и Всемирный день отказа от покупок. Для шопоголиков такое сочетание равносильно взрыву мозга, только вряд ли стоит сомневаться, что отказ от «Черной пятницы» в этот день возьмет верх. Уж сегодня точно многие офисы во всем мире опустеют.

Термин родом из Штатов: «Черная пятница» – пятница после Дня благодарения в США. С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать их в этот день установился еще в XIX веке, а сам термин появился уже в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье страны. Из-за того, что День благодарения приходится на четвертый четверг ноября, «Черная пятница» выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября.

Впервые в России распродажи под таким названием были проведены 6 декабря 2013 года, на неделю позже, чем в других странах. С 2014 года большинство распродаж проходит параллельно со всем миром, но не с раннего утра, а с вечера четверга по воскресенье. Несмотря на то, что «Черная пятница» проходит в ноябре, некоторые ритейлеры используют популярность и узнаваемость этого термина, проводя распродажи под таким названием в течение всего года.

В 2018 году в нашей стране объем продаж в «Черную пятницу» в онлайне составил более 15 млрд рублей, в 2 раза превысив результат предыдущего года. По оценкам 2019 года, объем онлайн-распродаж в России достиг 22,3 млрд рублей – внушительные цифры для довольно короткого промежутка времени.

Однако есть магазины с так называемыми «смешными» ценами, которые вправе называться «черными пятницами» ежедневно. Раньше куда ни глянь – сплошь автозапчасти да аптеки… Сегодня всевозможные «ценопады» конкурируют по количеству с любой другой торговой сетью. В принципе подобный ход развития событий можно объяснить одним емким словом – кризис. А поскольку одеваться, как и есть, люди будут всегда, делать это, щадя семейный бюджет, можно.

Мир всегда будет делиться на людей, рационально использующих домашний кошелек и расточительных. Очевидно, что те, кто пороги бутиков не обивает, восприняли появление «смешных» магазинов с явным одобрением. Потребность носить удобную, яркую, модную одежду есть не только у тех, кто может позволить себе купить носовой платок по цене костюма, но и у тех, кто не ходит в одежде от Дольче и Габбана.

Для одних одежда, купленная за невысокую цену, не может быть ноской и качественной. Другие считают, что здесь убеждения излишни и бессмысленны. В пользу же качества предлагаемого в современных уценёнках товара говорит тот факт, что постоянных покупателей лишь прибавилось. Ломаются стереотипы: поговорка «Скупой платит дважды» вовсе не работает в данном случае.

Специализированные розничные сети по продаже одежды для всей семьи для подавляющей части дагестанцев – это недорогой способ приодеться с ног до головы, не загоняя эту самую семью в рамки дефицита. Плюс «ценопады» позволяют предоставлять покупателям довольно глубокий и насыщенный ассортимент. Это такие мини-рынки в пределах одного магазина. Преимущество еще и в том, что нет нужды растрачивать долгие часы на шопинговые экскурсии по базарам. Пришел, примерил, прикупил. Максимум – 15 минут. Ну, это если речь идет о покупателе-мужчине. Женщины таким походам уделяют куда более продолжительное время.

По большей части товар здесь китайского пошива, и было бы удивительно, если бы он был произведен в Италии. Ценовой максимум, скажем, на обувь в таких магазинах и до стоимости одного шнурка итальянского ботинка не дотягивает. Самый дорогой «ценопадный» костюм обходится дешевле половины рукава, сшитого любителями пасты. Но при этом недорогостоящее одеяние вполне практично и качественно выглядит. И это тот случай, когда не всё то хорошо, что дорого.

Светлана Исмаилова, хозяйка одного из таких магазинов, уверяет, что посещение бутиков одежды для некоторых дагестанцев – необходимость, выявляющая в них принадлежность к «понтливым особам», как выразилась собеседница. При этом женщина вовсе не убеждает в том, что качество одежды, приобретаемой в «ценопадах», высочайшего уровня. Но сослужить добрую службу 3-4 сезона она вполне способна.

– Хорошая вещь совсем необязательно должна быть дорогой, – уверена предпринимательница. – Было бы глупо утверждать, что костюм за 2,5-3 тысячи рублей служит достойным конкурентом мировым брендам, но выглядит очень даже достойно. И в большинстве случаев внешне мало чем отличается, разве что ценник выдает принадлежность вещи к китайским мастерским. Нынешний ассортимент – зимняя коллекция сплошь из чистого хлопка. При этом рубашку вы можете приобрести за 600 рублей, брюки – за 700-1000, обойдутся дороже ботинки, но и здесь цена будет в разы ниже рыночной.

Отсюда и повышенный спрос. В будние дни наплыв такой, каким навороченный бутик не может похвастать и по итогам месячной торговли. Даже средние магазины достигают внушительных размеров, иначе богатый ассортимент не уместить. А недорогая, но качественная вещь будет пользоваться успехом так или иначе, и это еще одна аксиома, диктуемая потребностями людей, невысокими доходами населения.

Но во всем этом большом контейнере позитива есть здоровенная такая моль. Печально, что российское предпринимательство прошляпило возможность обуть и одеть своих в своё же. И здесь так и хочется добавить оптимистичное «пока», но насколько это уместно? Ведь странно, что торжество китайского текстильщика не стало руководством к действию для российского портного. Только Дагестан ежемесячно пополняет экономическую копилку Поднебесной сотнями миллионов рублей, отдаваемых за тонны носков, трусов и костюмов. При этом региональному бизнесу все еще гораздо комфортнее выступать в роли посредника, нежели создавать собственное производство.

А Китай – большой молодец. «Черную пятницу» на радость подавляющему большинству населения планеты поставил на конвейер, исключив «вторичку» в формате секонд-хендов. Логика прослеживается самая что ни на есть прямая: новое это новое, как уже было сказано. Попробуйте предложить другому доносить ваши калоши за энную сумму и можете забыть про человеческую толерантность.

С «Черной пятницей» всех! И откажитесь от отказа от покупок. Скоро Новый год, а там никакие скидки не порадуют.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»