Путь к гражданскому миру
Диалог культур… Насколько он равнозначен в современных условиях, сложившихся в российском социуме, и где та золотая середина, позволяющая выстраивать гармоничные отношения в поликультурном пространстве, цементирующая систему традиционных ценностей, духовно-нравственных идеалов, из которых формируется культурный геном нарождающегося гражданского общества?
Политологи много об этом спорят, предлагая множество концепций, но сходятся в одном: общегражданская идентичность, развивая единство в многообразии, дает ту нравственную основу будущим поколениям, что сохраняет преемственность сложившегося на протяжении веков исторического опыта. Это главный вопрос, волнующий сегодня ученых, политиков, общественность.
Актуальная тема активно обсуждалась участниками V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и при поддержке гранта Президента РД «Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: формирование ценностного мировоззрения молодежи и идеологии в гражданском обществе». В ее работе приняли участие российские, зарубежные ученые. Среди них и.о.ректора ДГУ, доктор исторических наук, профессор Магомед Гасанов, первый замминистра по нацполитике РД Зикрула Ильясов, доктор философских наук, профессор СПбГУ г. Санкт-Петербурга Евгений Соколов, доктор философских наук, профессор ДГУ Мухтар Яхьяев.
Открывая конференцию, профессор ДГУ, руководитель Центра изучения культур при ДГУ Райганат Абакарова, давая оценку современному состоянию общества, особое внимание обратила на злободневность обсуждаемой темы, отметив, что Президент РД Р.Абдулатипов призывает к диалогу культур, установлению мостов дружбы, межнационального согласия.
В свою очередь, анализируя проблемы идентичности в современном мире, З.Ильясов подчеркнул, что народы России говорят на более чем 250 языках, а в нашей республике, где проживает более ста этносов, четырнадцать языков являются государственными, на них говорят и пишут, издаются газеты, журналы. И в этом многообразии существует единое культурное пространство народов, живущих на протяжении веков в мире и дружбе. Наша страна в рамках единого государства традиционно строила межнациональные отношения на равноправных партнерских условиях. И ныне диалог культур должен стать стержневым направлением в государственной политике, а стратегия национальной политики — основой формирования национальной политики в нашей стране. З. Ильясов напомнил, что впервые республиканская комплексная программа по межнациональным отношениям была подготовлена в нашей республике. И это вполне естественно, ведь Дагестан – лаборатория межнациональных отношений. И сама жизнь заставила строить здесь выверенную национальную политику, сохраняя гражданский мир.
— Современное общество нуждается в широко образованных специалистах, обладающих способностью заглянуть в будущее, умеющих общаться и работать с другими людьми, иметь твердую гражданскую позицию. Для этого, по мнению и.о. ректора ДГУ М. Гасанова, необходимы обширные познания в области культуры, социологии, психологии, знание иностранных языков. Иначе говоря, гуманитаризация высшей школы относится непосредственно к процессу обучения и предполагает интеграцию общеобразовательных и специальных дисциплин путем их содержательного взаимопроникновения. – Сегодня образованный человек, — продолжил М.Магомедов, — обязан мыслить критически и отвечать за принятие решений, уметь преодолевать конфликты и противоречия. Для этого он должен обладать культурой многокритериальной постановки и решения поставленных задач.
С интересом аудитория выслушала выступление доктора философских наук, профессора СПбГУ г. Санкт-Петербурга Евгения Соколова. Отражая философскую сущность происходящих в мире сложных политических процессов, автор констатирует, что проблема национально-этнического противостояния, которая ввиду глобализации мировых процессов, массового переселения народов, невероятно возросшей интенсивности межкультурных коммуникаций, непосредственного активного вторжения в инокультурные комплексы представителей иных образований становится наиболее востребованной и удобной, выступая таким же дискурсивным «аттрактором-искушением». По его мнению, метафора «диалог культур» красива, но и с познавательной, и с практической сторон – бесполезна. Ибо диалог ведут люди, представители разных культурно-исторических опытов. С точки зрения Е.Соколова, только через конкретные дела возможно разрулить ситуацию с националистической истерией, сносную жизнь без эпатажа, «шизоидного сознания», без кликушеств остервенелой толпы, жаждущей «справедливости», без медийной риторики возбужденных «свидетелей» и без рейдов по «вылавливанию и депортации нелегалов».
В конкретных условиях рассмотрел кризис социокультурной идентичности Дагестана в контексте российских реформ на рубеже тысячелетий профессор ДГУ, доктор философских наук Мухтар Яхьяев. – Суть кризиса дагестанского общества на рубеже тысячелетий, — констатировал ученый, — заключается в вялотекущем переходе от советской модели социокультурной идентичности к либерально-рыночной модели. Кризис проявился как в разрушении уже сформировавшейся советской модели идентичности, так и в коллизиях становления новой либерально-буржуазной модели идентичности. Экономический хаос 90-х годов породил ряд проблем, в результате которых республика получила кризис промышленного и аграрного секторов, превратившись в устойчиво депрессивный и дотационный регион. В результате сегодня мы имеем экономически отсталую, неэффективную, замкнутую на себе, приближенную к натуральному хозяйству экономику.
В целом в сфере духовной культуры дагестанского общества современный кризис проявляется в противоречивой борьбе тенденций глобализационно-нивелирующего воздействия западной масс-культуры, сепаратистско-этническими тенденциями исламской религиозной культуры и исламизировавшейся политической элиты. Позитивной интегративной тенденции светской гуманистической культуры пророссийской ориентации, тенденции возрождения гуманистического потенциала традиционных этнических культур.
На конференции поднималось немало интересных вопросов по самой различной тематике. Далее работа была продолжена в секционном режиме.