Сетевое издание «Дагестанская правда»

01:00 | 11 апреля, Вс

Махачкала

Weather Icon

Путешествие дагестанской матрёшки

A- A+

Расписные фигурки стоят в ряд на столе точно на подиуме, улыбаются: балхарка, бежтинка, багулалка, гидатлинка, акушинка, даргинка, кубачинка, ругуджинка, андийка, кулинка. Экспозицию открывает кубачинка. Ее легко узнать по белому покрывалу (каз) на голове.

Патима Расулова не первая, кто делает дагестанских матрешек. У каждой мастерицы свой почерк, свой стиль рисования. Но еще художница придумала самых маленьких вешать на ключи, цеплять на холодильник, использовать в роли футляра для кольца невесты, погремушки для ребенка.

Для начала вспомним, когда и как появились на свет матрешки, известные в мире как один из символов России. Правда, на самом деле матрешка имеет японские корни. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века – с острова Хонсю была завезена фигурка буддийского мудреца Фукурумы. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Токарь по дереву Василий Звездочкин выточил из дерева фигурки, а Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном костюме, на последней – младенец. Матрена (матрона, мать) тогда была широко распространенным именем. Отсюда и пошло ласковое – «матрешки». Дагестанские матрешки тоже становятся популярными, почти всемирно известными.

Тяжелее всего изобразить костюм кумычки. Тонкая талия, пояс. А матрешка с талией – уже не матрешка.

– Болванки заказываю в Москве. Вначале ее надо отшпатлевать, пройтись наждачкой – поверхность должна быть идеально гладкой. Наносишь слой, второй, третий, четвертый и только после полной подготовки приступаешь к рисованию, – рассказывает она, «надевая» на ругуджинку свадебный головной убор.

Это маргъал, его надевают только раз в жизни и передают по наследству от матери к дочери.

– Признаюсь честно, мне очень приятно, когда у меня заказывают матрёшки коллекционеры. Мне нравится осознавать, что мои работы будут украшать чью-то коллекцию. И немного быть причастной к тому, что кто-то благодаря мне узнает о наших национальных костюмах и, может, заинтересуется нашей культурой, нашими традициями и обычаями, – говорит она.

Дагестанская женская народная одежда необычайно разнообразна по форме, материалу, художественной композиции и декору. В качестве выразительных средств использовались вышивки, аппликации, басонные изделия. Иногда деталей так много, что боишься не вместить все. Разрисовывая кукол, важно соблюсти каноны народных костюмов. Конечно, приходиться немного стилизовать, увеличивать или уменьшать рисунок, но не искажать. Поэтому каждый наряд требует детального изучения.

Некоторые заказчики по религиозным убеждениям просят не рисовать глаза, поэтому чаще всего заказывают матрешек в таком головном уборе, чтобы закрывал половину лица.

Расписывать кукол она учит и детей в колледже сферы услуг, где преподает специальный рисунок, художественную графику, живопись и лепку. А первые свои матрешки Патима Расулова расписала совсем не в дагестанском духе. Все завертелось-закружилось с «Поцелуя» Густава Климта.

– Его «Поцелуй» сопровождает нас повсюду. Фрагменты картины стократно умножаются в витринах сувенирных магазинов и художественных салонов: они украшают часы и броши, сумочки и портмоне, чашки и тарелки, вазы, шкатулки, записные книжки, шали (а теперь и матрешки). «Поцелуй» – не только лучшая картина Климта, но и одно из самых известных живописных полотен, созданных в ХХ веке, – рассказывает она.

А был еще набор «Ку-ку» из птенчиков яйцевидной формы для детей. Ну и это еще ничего, когда вспоминаешь весь шестилетний путь – появляются и военные матрешки. Девушек из спецназа потихоньку вытеснили дагестаночки.

Сегодня она тоже экспериментирует. Есть в ее коллекции одна горянка, одежда на которой не из акриловых красок, а из ткани. И джигит в настоящей ощутимой белой папахе. Ее матрешки переезжают из Хасавюрта в другие города, регионы и за границу. Живут на берегу Атлантического океана, в Стамбуле, Сингапуре, Мьянме, Европе, на островах со сложными названиями… Разбегаются по миру через социальные сети и шлют оттуда свои фото на фоне шумных улиц, гор, морей, океанов, зданий, главных достопримечательностей.

Современная эпоха диктует новые тенденции в мире моды, традиционный костюм все дальше уходит в прошлое, пополняя музейные фонды экспозиции. А работы художницы словно раскрывают тайну бабушкиного сундука, наглядно демонстрируют историю дагестанских костюмов. И мне верится, что матрёшки наряду с табасаранскими коврами, балхарской керамикой, ботлихскими бурками, кизлярскими ножами, унцукульскими и кубачинскими изделиями обязательно пополнят коллекцию брендов республики и станут популярны за пределами страны.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Встреча земляков 

    На прошедшей в Военном инженерно-техническом институте (ВИИТ) Военной академии материально-технического...

    13

    1 день назад

  • Важная веха в судьбе языка 

    Говорят, если носителей языка менее ста тысяч, то он обречен на гибель. Во всяком случае ЮНЕСКО такие языки...

    21

    1 день назад

  • Помощь детским домам 

    Уполномоченные Представительства РД в муниципальных районах Санкт-Петербурга постоянно осуществляют...

    11

    1 день назад

  • Победители

    С верой и надеждой! 

    В годы Великой Отечественной войны свой вклад в победу над нацизмом внесло подавляющее большинство...

    19

    2 дня назад

  • Победители

    Три дня осады 

    Советские войска провели немало успешных сражений в годы Великой Отечественной войны. Одним из таких...

    17

    2 дня назад

  • Зона бесплатного Wi-Fi 

    «Ростелеком» предоставил Дербентскому историко-архитектурному и археологическому музею-заповеднику...

    10

    2 дня назад