Расскажут и покажут
По Махачкале ходит экскурсионный троллейбус. Кольцевой маршрут рассчитан на 3 часа и охватывает основные достопримечательности города. Как устроен маршрут, недавно снимала съёмочная бригада телеканала «Вместе-РФ». Украшением видеосъёмок стал показ национальных костюмов: традиционный образ придавал рассказам и местам особый колорит.
Горожане и гости столицы в поездках по городу посетят музеи, театры, парки, скверы, пляж и увидят, как выглядит изнутри главная махачкалинская мечеть. Обладателей «Пушкинской карты» ждёт бесплатная экскурсия.
Расскажут вам, как появился Порт-Петровск и как он становился Махачкалой. Пётр Первый основал две столицы: одну на севере (Санкт-Петербург), другую на юге, назвав её портовым городом Петровск — именно так до 1921 года называлась Махачкала. Уже в те далёкие времена царь понимал, что Каспий будет играть большую роль в развитии торговых и межгосударственных отношений с южными соседями России.
Историк Патимат Тахнаева пишет: «Махачкала – город относительно молодой. Его история зарождения восходит к небольшой военной крепости времён Кавказской войны, укреплению Петровское (1844 г.). Изначально облик города Петровска определялся его военно-стратегическим назначением: за пределами крепости, возведённой на возвышенности у моря, были расположены казармы, госпиталь и жилые постройки, предназначенные для семей служивых и осевших торговцев; при укреплении было два рейда: казённый (для судов с грузом, предназначенным для воинских частей) и коммерческий, где бросали якоря суда с купеческой кладью. Поселение, образовавшееся возле укрепления, в октябре 1857 г. получило статус портового города Петровска…».
Петровск пребывал в статусе города 7 лет, когда один из просвещённых горожан на страницах газеты «Кавказ» (1864) сравнил его с современником – американским городом Чикаго, у которого в течение 7 лет население выросло до 30 тысяч. Сравнение горькое: «Там внимание городской общины обращено на общественные нужды: шоссируют и освещают улицы, проводится водопровод, устраиваются общественные прачечные, школы и биржи».
В заключение автор сокрушался в связи с отсутствием в его городе «гражданской цивилизации», основы процветания г. Чикаго.
«В 1869 г. город пышно праздновал окончание сооружения гавани. К тому времени его население составляло 3567 человек. Морской порт имел огромное значение для развития города. Как крупный торговый порт на Каспийском море, он стал центром экономики города, позволил создать большое количество рабочих мест, способствовал притоку переселенцев из внутренних губерний России и Закавказья, и как следствие – росту городского населения», – говорится в трудах Патимат Тахнаевой.
Расскажут ещё, как строилась железная дорога, бульвар – один из старейших парков нашей столицы. И, конечно, сделают фото у городских памятников, среди которых и народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому. «Эпиграф дагестанской литературы» – так назвал его Расул Гамзатов. Простые и мудрые песни поэта-горца покоряли сердца людей.
А ещё можно узнать, как возник маяк – сердце нашего города, без которого просто невозможна история. Первый маяк появился в 1852 году, но оказался очень неудачным, говорят, что его толком не было видно ни днём ни ночью. И в 1866 году в гавани городского порта построили новый маяк под наблюдением Гидрографической части Каспийской флотилии. Зимой маяк работал непостоянно: его включали только в дни прибытия/отплытия почтовых пароходов и когда на горизонте появлялось какое-либо судно. С 1882 года судоходство участилось, поэтому маяк стал светить круглый год.
Одна из современных достопримечательностей города – Джума-мечеть. Для её строительства пригласили талантливых турецких мастеров. В основу проекта положена концепция знаменитой стамбульской Голубой мечети, которая и стала прообразом мусульманского храма в Махачкале. Строительство началось в 1996 году, тогда она вмещала всего 8 тысяч человек. Площадь перед мечетью не вмещала всех верующих и строение решили расширить, средства на реконструкцию собирали все дагестанцы. И долгое время мечеть в Махачкале являлась самой большой в Европе. Сегодня она вмещает более 15 тысяч человек.
Пусть наша Махачкала далеко не первая красавица, пусть она из раза в раз попадала в руки плохим стилистам, но она своя, родная, и мы должны сохранить то, что нам осталось, сделать свой город чище и интереснее. А история, хоть и молодая, у него есть!