Купить PDF-версию
20:47 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:03 07.03.2018

Ратлуб

Есть у нас в Стране гор аулы, оказавшиеся «жертвами» географического расположения и, как результат, административного деления, что в конечном итоге привело к лингвистическому и в какой-то степени этническому несоответствию.

Вот у меня в руках книга «Ратлуб. История, культура, быт, традиции». Автор – ратлубец Ибрагим Инковасов. Из этой книги-то мы и узнаем о вышеупомянутом географически-административном парадоксе. Если в двух словах, то рельеф местности повлиял на административное районирование некоторых населенных пунктов Дагестана.

Селения Ратлуб, Цекоб и Тлянуб входят в состав Шамильского района, который изначально назывался Кахибским, а потом Советским. Но парадокс заключается в том, что жители этих трех аулов говорят не на аварском, как все остальные обитатели Шамильского района, а на своем самостоятельном языке, который ближе к языкам жителей Ахвахского и Цумадинского районов. Да и лингвистически и этнически эти селения правильнее бы отнести к одному из этих двух районов. Но гора Дагбаш не «позволила» этого сделать: управлять легче из Шамильского района – почта, телеграф, дороги и всё остальное ближе к его райцентру при таком административном раскладе.

Такая же картина и в Цумадинском районе. Здесь целая группа аулов, так называемая зона «Ункратль» (Хварши, Сантлада, Инхоквари и др.), которые по языковому и этническому признакам правильнее было бы отнести к Цунтинскому району. Но мешает Богосский хребет, и административно управлять этими селениями легче из Агвали – райцентра Цумадинского района.

А теперь вернемся к книге Ибрагима Инковасова, за которую я, уроженец аула Тинди Цумадинского района, благодарен ему. Потому что очень много совпадающих по форме и смыслу адатов, традиций, сохранившихся и у тиндинцев, а все это, несомненно, нужно беречь и оставить грядущим поколениям.

Вообще должен сказать, за последние два десятка лет в республике вышло немало книг об аулах, написанных их жителями, неравнодушных к своей истории. И это очень хорошо. Такая тенденция литературно и культурологически армирует историю Страны гор.

В той же книге Ибрагима Инковасова мы найдем имена известных людей, родившихся в Ратлубе. Кто же не знает режиссера и художественного руководителя Аварского музыкально-драматического театра Хайбулу Абдулгапурова?! Но мало кто знает, что он – ратлубец! Вот и написал Хайбула Абдулович предисловие к книге о своем замечательном ауле. В ней опубликованы имена ратлубцев – участников Великой Отечественной войны, исторических личностей, начиная от имама Шамиля и кончая его наибом Закарьей Нахибашевым и Кайтмазом Алихановым, побывавших в Ратлубе. Ученые, поэты, спортсмены, партийные и хозяйственные деятели – для всех нашлось место.

Несомненный интерес представляют для читателя обычаи, традиции, поверья, а также быт горцев тех времен. Оказывается, ратлубцы жили очень зажиточно. Между прочим, по переписи, проведенной царскими властями в 1886 году и приведенной в книге, в ауле было 170 дворов. Цитируется по книге «По долинам и скалам Дагестана» Гаджиали Даниялова, в которой говорится, в частности, о том, что русский историк Н. Львов в 1948 году утверждал: «Богатые хозяева Тиндинского вольного общества имели по двадцать голов крупного рогатого скота и до трехсот баранов. В отдельных же хозяйствах общества Ратлуб насчитывалось до ста голов крупного рогатого скота и до тысячи баранов». Мне, конечно, обидно за тиндинцев, но красиво жить не запретишь! Историк Н. Львов, похоже, не ошибался, потому что махачкалинцы хорошо знают: на городских рынках в советское время в основном тон задавали мясники именно из этих трех аулов…

Словом, Страну гор украшают не только вершины, но и ее жители – сметливые, неповторимые, талантливые и так крепко любящие свои корни и свой уникальный очаг.

Похожие

Статьи из «Страна гор»