Республики Дагестан: Образование и инновации — стратегический ресурс модернизации экономики
Коллективная монография «Стратегический ресурс модернизации экономики Республики Дагестан: образование, инновации, кластеры» (Под ред. М.Х. Рабаданова, А.Г. Гусейнова, Р.А. Амирова) освещает важнейшие вопросы социально-экономической модернизации, рассматривая их на примере российского региона – Республики Дагестан.
Принципиально важно, что в условиях, когда современная экономика становится инновационной и все больше приобретает характер «экономики знаний», новый импульс развития получают образование и наука. В этой связи авторы монографии, в частности, подчеркивают многократное возрастание значения образования и науки не только в создании конкурентоспособной экономики, но и в процессе формирования высоконравственной, интеллектуально развитой личности. Поэтому абсолютно правомерным представляется утверждение авторов о том, что «состояние образования и науки в значительной степени определяет уровень духовного развития социума, его интеллектуального потенциала, культуры, гражданского общества».
Говоря о значении модернизации образования и науки для общенациональной модернизации, авторы делают важный и обоснованный вывод о том, что такая модернизация «является приоритетной политической и общенациональной задачей, она должна осуществляться на государственном уровне, а не как ведомственный проект».
На основе солидного и фундаментального обобщения отечественного и зарубежного опыта авторы показывают, что «только диверсифицированная структурная, институциональная и содержательная модернизация образования может дать системный эффект инновационного развития страны». При этом, по мнению авторов, «огромное значение необходимо уделять качественному образованию, подготовке высококвалифицированных кадров, перспективным научным исследованиям, производству наукоемкой продукции и высоких технологий, экспорту интеллектуальных разработок».
В связи с необходимостью качественного прорыва в развитии науки в нашей стране авторы подробно анализируют Доктрину развития российской науки. Именно исходя из этой Доктрины формулируются важнейшие принципы государственной научной политики. Авторы монографии особо подчеркивают значение таких принципов, как: oпopa на отечественный научный потенциал; свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; стимулирование развития фундаментальных научных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства; обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею; развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства; формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических нововведений; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России; защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
Важнейшей содержательной частью монографии является анализ перспектив развития российской высшей школы с учетом опыта развития сферы науки и образования в «окружном разрезе», то есть рассмотрение ситуации, складывающейся в различных федеральных округах Российской Федерации. Именно с позиции задач конкретного анализа развития образования и науки на уровне ведущих университетов, в том числе Юга России, авторы монографии показывают достижения Дагестанского государственного университета (г. Махачкала) в становлении инновационной образовательной системы на основе новейших научных достижений.
Не менее важным является обоснованный вывод авторов монографии о том, что переход к экономике знаний вовсе не обязательно требует приоритетного развития фундаментальных исследований. Но вот что является критически важным, так это создание системы, способной эффективно трансформировать новые знания (причем не обязательно собственные, возможно, и заимствованные) в полезные для общества и экономике продукты и технологии. Этому и служит, по мнению авторов, национальная инновационная система (НИС) – целостная система, эффективно преобразующая новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. На основе обстоятельного анализа национальных инновационных систем авторы подходят и к вопросу о региональных инновационных системах, уделяя при этом особое внимание конкретному российскому региону – Республике Дагестан.
Наконец, авторы монографии подробно рассматривают положения теории кластеров применительно к возможностям инновационного развития как российской экономики в целом, так и на примере отдельных российских регионов.
Научный труд отличают новизна и творческий подход к анализу поставленных проблем, а также солидная фактологическая и статистическая база. Бесспорно коллективная монография «Стратегический ресурс модернизации экономики Республики Дагестан: образование, инновации, кластеры» заслуживает высокой оценки. Авторский коллектив достоин присуждения Государственной премии Республики Дагестан в области общественных наук.