Купить PDF-версию
06:05 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
17:54 17.05.2017

Республики Дагестан: Образование и инновации — стратегический ресурс модернизации экономики

Н.В. Сычев, Доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук
4

Коллективная монография «Стратегический ресурс модернизации экономики Республики Дагестан: образование, инновации, кластеры» (Под ред. М.Х. Рабаданова, А.Г. Гусейнова, Р.А. Амирова) освещает важнейшие вопросы социально-экономической модернизации, рассматривая их на примере российского региона – Республики Дагестан.

Принципиально важно, что в условиях, когда современная экономика становится инновационной и все больше приобретает характер «экономики знаний», новый импульс развития получают образование и наука. В этой связи авторы монографии, в частности, подчеркивают многократное возрастание значения образования и науки не только в создании конкурентоспособной экономики, но и в процессе формирования высоконравственной, интеллектуально развитой личности. Поэтому абсолютно  правомерным  представляется  утверждение  авторов  о  том,   что «состояние образования и науки в значительной степени определяет уровень духовного развития социума, его интеллектуального потенциала, культуры, гражданского общества».

Говоря о значении модернизации образования и науки для общенациональной модернизации, авторы делают важный и обоснованный вывод о том, что такая модернизация «является приоритетной  политической и общенациональной задачей, она должна осуществляться  на государственном уровне, а не как ведомственный проект».

На основе солидного и фундаментального обобщения отечественного и зарубежного опыта авторы показывают, что «только диверсифицированная структурная, институциональная и содержательная модернизация образования   может   дать   системный   эффект   инновационного    развития страны». При этом, по мнению авторов, «огромное значение необходимо уделять качественному образованию, подготовке высококвалифицированных кадров, перспективным научным исследованиям, производству наукоемкой продукции и высоких технологий, экспорту интеллектуальных разработок».

В связи с необходимостью качественного прорыва в развитии науки в нашей стране авторы подробно анализируют Доктрину развития российской науки. Именно исходя из этой  Доктрины  формулируются  важнейшие принципы государственной научной политики. Авторы монографии особо подчеркивают значение таких принципов, как: oпopa на отечественный научный потенциал; свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; стимулирование развития фундаментальных научных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства; обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею; развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских  организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства; формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению  ключевых для российской экономики научно-технических  нововведений; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых   и   специалистов;   пропаганда   современных    достижений   науки,   их значимости для будущего России; защита прав и интересов российских ученых за рубежом.

Важнейшей содержательной частью монографии является анализ перспектив развития российской высшей школы с учетом опыта развития сферы науки и образования в «окружном разрезе», то есть рассмотрение ситуации, складывающейся в различных федеральных округах Российской Федерации. Именно с позиции задач конкретного анализа развития образования и науки на уровне ведущих университетов, в том числе Юга России, авторы монографии показывают достижения Дагестанского государственного университета (г. Махачкала) в становлении инновационной образовательной системы на основе новейших научных достижений.

Не менее важным является обоснованный вывод авторов монографии о том, что переход к экономике знаний вовсе не обязательно требует приоритетного развития фундаментальных исследований. Но вот что является критически важным, так это создание системы, способной эффективно трансформировать новые знания (причем не обязательно собственные, возможно, и заимствованные) в полезные для общества и экономике продукты и технологии. Этому и служит, по мнению авторов, национальная инновационная система (НИС) – целостная система, эффективно преобразующая новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. На основе обстоятельного анализа национальных инновационных систем авторы подходят и к вопросу о региональных инновационных системах, уделяя при этом особое внимание конкретному российскому региону – Республике Дагестан.

Наконец, авторы монографии подробно рассматривают положения теории кластеров применительно к возможностям инновационного развития как российской экономики в целом, так и на примере отдельных российских регионов.

Научный труд отличают новизна и творческий подход к анализу поставленных проблем, а также солидная фактологическая и статистическая база. Бесспорно коллективная монография «Стратегический ресурс модернизации экономики Республики Дагестан: образование, инновации, кластеры» заслуживает высокой оценки. Авторский коллектив достоин присуждения Государственной премии Республики Дагестан в области общественных наук.

          

Статьи из «Общество»

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

4
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

7
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

10
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

9
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

96
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Эпоха «Русского танка»

114
Сами того не подозревая, чиновники Международного олимпийского комитета (МОК) российского борца вольного стиля Абдулрашида Садулаева сделали символом...

Ураза-байрам. Вера, очищение, милосердие

23
Вот и наступил для мусульман долгожданный день...

Мекка современного туризма

34
В прошлом году в Дагестане побывало 1 млн 700 тысяч туристов. Наша республика в течение...

И все-таки: а был ли полет на Луну?

84
В 2021 году исполнилось 60 лет первому полёту человека в...