Важным направлением многогранной, многообразной деятельности Дома народного творчества являются развитие любительского театрального движения, создание народных театров, драматических студий, кружков. Народные театры — важная часть деятельности создаваемых в районах и городах республики центров традиционной культуры народов России, они вносят серьезный вклад в нравственное и патриотическое воспитание, формирование эстетического вкуса молодого поколения.
Свои творческие достижения народные драматические коллективы демонстрируют на зональных и районных фестивалях и смотрах народных театров: «Театр — селу», «Диалоги театров», «Юность Дагестана», которые традиционно проводятся в Хунзахском, Ботлихском районах, Избербаше и Кизляре. С 2000 года в Дагестане проходит республиканский фестиваль народных театров «Маска». Фестиваль по итогам творческого резюме экспертной комиссии правомочен подтвердить или же присудить молодым самодеятельным драматическим коллективам звание «народный». В этом году фестиваль народных театров республики прошел в 13-й раз.
В самом характере этого театрального праздника, в его содержании и стиле работы уже были продуманы цели и задачи: выявить творческие возможности коллективов, их средства художественной выразительности, степень зрелости подходов к сценическому воплощению и раскрытию тематики, умение подбирать репертуар и преподнести его, освежая, обновляя театральные формы прочтения.
28 коллективов разных сел и городов на языках народов республики показали отрывки из драматических произведений – от классических до современных. Приоритетное место отведено было теме Великой Отечественной войны. Как было подчеркнуто членами жюри, этот выбор был не случайным, а продуманным и необходимым сегодня в работе народных театров.
Жюри фестиваля, в состав которого вошли режиссер, композитор, солистка хора Республики Дагестан, искусствоведы, подвело итоги двухдневного театрального смотра «Маска».
Артисты народных театров — от школьников и студентов до сельской интеллигенции, тружеников сельского хозяйства и пенсионеров – на языке сценического искусства рассказывали о самой кровопролитной и священной войне советского народа с жестоким врагом. Сегодня особенно актуально рассказывать и показывать правду об этой войне, которую по-разному преподносят идеологи разного толка. Это чрезвычайно важно в воспитании патриотических чувств и национальной гордости у подрастающего поколения, у внуков и правнуков тех, кто защищал Родину от иноземных захватчиков.
Когда обсуждались эти отрывки, на конкретных примерах анализировались игра артистов, режиссерские решения, костюмы и атмосфера действия, выявлялись находки и удачи или поверхностные и неряшливые работы. А в репертуаре были такие замечательные произведения, как «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Аманат» А. Хачалова, «Свадьба на войне» А.-В. Сулейманова, «Материнская слава» Р. Хубецовой, «Солдаты России» Р. Гамзатова, «Мать» А. Курбанова, «У нас две судьбы» Р.Ибрагимова, «Должна остаться живой» Никольской, «Вечная память» Ч. Курбанмагомедова.
Достаточно серьезную и интересную работу показали народные театры сел Мехельта, Ичичали, Ботлих, Ахты, Хунзах, Новолакское, Мекеги, «Спартак» г.Хасавюрта и некоторые другие. Однако были отдельные коллективы, у которых была слабая режиссура, отсутствовала должная работа над образами, характером и атмосферой событий и времени (музыкальный театр г. Кизляра, народный театр с. Хосрех и др.).
Подытоживая просмотренное, жюри пришло к выводу, что народные театры показали существенный идейный и художественный рост, серьезный подход в подборе материала. Вместе с тем в постановках некоторых коллективов проявилась слабость режиссуры и подхода артистов к материалу в атмосфере разыгрываемых отрывков, в работе над образами, характерами героев. На обсуждении говорили и о нежелательном увлечении фонограммами, которые не украшают работу, а, напротив, мешают целостному восприятию.
Отдельной строкой прозвучал на обсуждении разговор об умении оперативно откликнуться на актуальные события и проблемы времени, как это удалось преподнести с хорошей долей здорового юмора, остро и умно народному театру драмы и комедии г. Каспийска в музыкально-эстрадной миниатюре «Едем в Америку» (режиссер В. Цаур). Народный театр им. С. Габиева с. Кумух (Лакский район) обратился к весьма актуальной теме наркомании, калечащей и уничтожающей генофонд, молодое, здоровое поколение, через пьесу Б. Омариева «Семь бед» (режиссер Ш. Кикваева).
В обсуждении существенное внимание было уделено культуре спектакля, его общему уровню, зрительного образу в целом и отдельным деталям, имеющим значение в гармонии формы и содержания. Отмечалась хорошая художественно-постановочная культура спектаклей народного театра им. Г.Багандова с.Мекеги, театрального коллектива «Алые паруса» Дворца культуры г. Избербаша, студенческого театра «Спартак» г. Хасавюрта, народного театра им. А. Курбанова с. Бабаюрт. Наряду с этим отмечалось несоблюдение горского этикета в спектакле народного театра с. Кулецма Левашинского района «Баху бика» по пьесе 3. Батыровой, незнание воинского этикета в ношении оружия и отсутствие офицерской выправки в спектакле Ахтынского театра «Свадьба на войне». Не были расставлены режиссерские акценты в сцене с дедом и внуками, имеющей важное идейное значение, в спектакле народного театра с. Новокаякент Каякентского района.
В целом же народные театры нашей республики оставили хорошее впечатление. Отрадно, что в нашем народе живет и передается из поколения в поколение эта неистощимая любовь к самодеятельному творчеству. Эту черту народа – рукотворца, талантливого певца и танцора, мастера слова и мудреца подчеркнула в своем заключительном слове директор Дома народного творчества — заместитель министра культуры РД Марита Мугадова. Поблагодарив коллективы народных театров за их вклад в развитие театральной самодеятельности, она отметила роль глав администраций на местах в качественном изменении работы театров. «Там, где присутствуют забота и поддержка глав администраций, артисты хорошо одеты, спектакли подготовлены достойно и общий уровень работы коллектива на высоте, такие коллективы могут свои постановки показывать и в соседних районах, и за пределами республики. В художественном росте наших коллективов такие показы, взаимообмены просто необходимы. Но нужно серьезно поработать и над репертуаром, и над качеством постановок. В этих целях мы планируем организовать в ближайшее время мастер-классы и практические занятия для артистов, режиссеров и художников народных театров», — говорила М.Мугадова.