Родные языки – от слова «Родина»
Пристальный интерес к Кавказу, его культуре, языковой политике, межнациональным отношениям вызывает острый интерес научных, политических кругов, отмечающих особую ментальную среду, сплав традиций, адатов древней земли, что сформировали уклад жизни народов, живущих в условиях полиэтничной среды в согласии и мире. Удивительное многоголосие, мудрая устроенность горского института, сохраняющего единство в многообразии, заинтересовывают ученых-политологов, рассматривающих кавказский анклав как лабораторию межнациональных отношений, сохранения языковой культуры.
И не случайно заседание Совета ректоров высших учебных заведений Северо-Кавказского федерального округа, посвященное вопросу языковой политики университетского образования на Северном Кавказе в условиях полиэтничной среды, было проведено в нашей республике. Заместитель Председателя Правительства РД Рамазан Джафаров передал форуму приветственный адрес Главы республики Рамазана Абдулатипова, особо отметив роль русского языка как языка межнационального общения в сохранении самобытных языков, культуры народов Дагестана. Для горцев он такой же родной, как и местные языки.
Председатель Совета ректоров вузов СКФО Александр Горбунов подчеркнул необходимость совершенствования языковой политики в рамках университетского образования. И Дагестан в этом смысле является важнейшим ресурсом, который должен быть изучен и использован вузовским сообществом не только СКФО, но и других российских регионов. Значимость форума, его роль в пропаганде языковой политики в условиях полиэтничной среды отметил помощник Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Алексей Семенов. И то, что площадкой для дискуссий, обсуждения важной темы языковой политики выбран Дагестан, свидетельствует о том, что здесь огромное значение придается сохранению родных языков, русского языка как языка межнационального значения. Он также подчеркнул особую роль Главы республики Рамазана Абдулатипова в реализации выверенной межнациональной политики в республике, где принимаются законы, способствующие функционированию языковой политики, межнационального диалога.
Давая оценку региональной языковой политике в республике, ректор ДГУ Муртазали Рабаданов отметил, что в условиях многоязычного и поликультурного Северокавказского региона языковая политика университетского образования имеет свои особенности и специфику. Многоязычный, многонациональный Дагестан в сложном этноязыковом регионе занимает особое место. Только литературных, письменных языков в Дагестане 14. А по мнению специалистов, дагестанцы говорят на 32 языках.
Русский язык в языковом многоголосии занимает особое место. Глава республики Рамазан Абдулатипов, выступая на Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы, отметил, что Дагестан – единственная республика, которая признает русский язык не только государственным, но и национальным, «при этом не допуская даже малейшего равнодушия к языкам народов Дагестана. Русский и дагестанские языки не заменяют друг друга и не вытесняют. У каждого из них свое, особенное место». И это обстоятельство накладывает свой отпечаток на образовательную языковую политику учебных заведений. Ректор напомнил, что сегодня в вузе на русско-дагестанском отделении филфака идет подготовка по 11 дагестанским языкам. Вуз готовит также специалистов по английскому, немецкому, французскому языкам. Два года назад был запущен новый совместный с римским университетом «Ла Сапиенса» проект. И теперь у студентов есть возможность изучать итальянский язык. А на факультете востоковедения желающих обучают арабскому, турецкому, персидскому языкам. С этого года в вузе намерены изучать китайский язык. Поднималась на форуме и такая важная проблема, как двуязычие, поскольку для дагестанцев нормой является трехязычие, многоязычие, учитывая малочисленные народности, не имеющие своей письменности и в основном владеющие языками более крупных народностей. Нельзя не учитывать в своей образовательной, научной и воспитательной работе эти особенности языковой жизни Дагестана, считают участники заседания.
В ходе обсуждения был представлен широкий спектр мнений, связанных с особенностями и спецификой языковой политики университетского образования в регионе, мониторингом деятельности вузов и обеспечением качественной подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям.