Купить PDF-версию
06:16 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
09:11 03.07.2020

Рыцари дорог

В легендарном советском фильме «Инспектор ГАИ», действие которого происходит в начале 1980-х годов, сотрудник Госавтоинспекции Зыкин слыл среди своих коллег бессеребреником и чудаком. Для него не имело значения, кто сидит за рулем, главное – не нарушать правила дорожного движения.

Инспектор объясняет свою позицию так: «Если я на своем месте делаю то, что должен, другой поступает так же, и так далее… может, и будет порядок». Методы Зыкина, пониженного в должности за непотопляемый нрав, в конце концов берут свое: лишенный прав «большой человек» Трунов, обнаруживший, что не все в этой жизни ему позволено, стал омерзителен самому себе.

По сути, кинолента демонстрирует сотрудника ГАИ, каким он должен быть по уставу. Показывает советского офицера МВД, милиционера, служащего интересам своего государства и народа, несмотря на давление начальства и окружающих. Он делает свою работу, как от него требует закон.

Тогда, в 80-е годы прошлого столетия, да и сейчас мало кто задумывается, как и почему люди в погонах и с полосатым жезлом оказались на дорогах. И хотя первой в голову приходит мысль, что причина в увеличившемся количестве автотранспорта, но ни одно это обстоятельство стало поводом для создания Госавтоинспекции. Регулировка транспортного потока, а после и контроль за его безопасностью стали крайне необходимы для обеспечения относительно комфортного передвижения по дорогам, на которых с каждым годом становится все теснее.

А было так. 5 ноября 1934 года Совнарком Союза ССР принял решение «организовать при ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях Союза, а также в районах со значительным количеством автомашин» в целях решительной борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР.

Позже, 3 июля 1936 года, была создана Госавтоинспекция НКВД, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки и воспитания шоферов.

До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД – отдел регулирования уличного движения. ОРУД сохранялся как отдельное подразделение до 1950-х годов. К 1940 году ГАИ систематизировала и свела в один документ Правила дорожного движения. Были разработаны единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учета и технического осмотра транспортных средств. На ГАИ возлагались функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.

В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты прежде всего мобилизацией автотранспорта. Многие сотрудники ГАИ были призваны на военную службу.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов с появлением новых массовых моделей легковых автомобилей в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений для дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приема экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ по-прежнему декларируется борьба с аварийностью.

В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД (Государственную инспекцию безопасности дорожного движения), что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции. Однако это название «не прижилось», и в 2002 году в Указ Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.

В 2011 году во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако ведомство сохранило свое наименование.

В современных условиях Госавтоинспекция поставила перед собой задачу повышения профессионального уровня своих сотрудников. Осуществляется она на факультете подготовки специалистов Государственной инспекции безопасности дорожного движения в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова, кафедре административной деятельности и организации деятельности ГИБДД в Краснодарском университете МВД России, факультете № 6 Санкт-Петербургского университета МВД России.

История создания структуры, берущая начало более чем три четверти века назад, претерпела много изменений. Но одно осталось неизменным – предназначение автоинспектора, рыцаря современных дорог, стоящего на страже безопасности водителя, пассажиров и пешеходов.

Тэги:
Колесо,

Похожие

По-прежнему в цене

29
В октябре LADA показала позитивную динамику на фоне продолжающегося дефицита электронных...

Вольты против литров: чья возьмёт?

54
Тема экологической безопасности нашей планеты из года...

Техосмотр всё-таки придётся пройти

352
Но фоне информации о грядущей реформе системы...

Зураб – гуру аккумуляторов

59
День автомобилиста, который в России отмечают 31 октября, –праздник всех водителей грузовых...

Блеск и нищета подержанных автомобилей

44
Починить иностранный автомобиль у нас не просто, а...

Дилемма: старая иномарка или новая «Приора»

170
У многих возникает дилемма: что лучше купить...

Когда машина быстрее самолёта

29
Ты рулишь современным автомобилем, под капотом которого «пасутся» несколько сот «лошадей»?...

Пересядем на электромобили?

30
Смог от автомобильных выхлопов становится мировой проблемой. Вспоминаю свою давнюю...

«Дальний бой» по дороге домой

122
В компании дальнобоев даже самый опытный водитель чувствует себя самокатчиком. Не потому,...

Спрогнозировано сокращение автопроизводства

29
Ситуация с глобальным дефицитом...

Мотоциклисты и байкеры

75
Мотоциклистов и байкеров с каждым годом становится всё больше. Какая между ними разница?...

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

15
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

9
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

12
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

128
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

39
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...