Купить PDF-версию
06:45 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
08:02 04.06.2021

С мольбой о дожде

_ Поговорим о засухе. Раньше сельские жители боролись с нею, исполняя специальные ритуалы. Аксакалы говорят, что срабатывало. И в каждом селении были свои уникальные методы вызова дождя.

Так, в одних селениях чучело наряжали в женскую одежду и женщины носили его по всему селу, громко выкрикивая заклинания: «Да будет земля влажной! Да будет урожай хороший! Да наполнится каждый дом зерном! Да приумножатся у чабана отары овец!». В другом селе маленьких детей матери укладывали на землю и ждали, пока малыши начнут громко плакать – так они пытались управлять природными процессами.

Во многих аварских, даргинских и лакских селениях дождь вызывали, взбираясь на самую высокую вершину. Приходили и взрослые, и дети. Сюда же вели животных, предназначенных для жертвоприношения. Здесь доили коров и молоко раздавали всем присутствующим.

А в это самое время, по свидетельству очевидцев, по той же причине таты в Хасавюрте выходили на большую поляну, поднимали руки к небу и начинали читать молитвы. И был дождь!

Cпособов избавиться от засухи и не дать пострадать урожаю в наших краях великое множество

Этнограф А. Булатова в книге «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-XX вв.» пишет: «В 20 верстах на юго-восток от Темир-Хан-Шуры есть гора Хелел-Баш. В ста шагах от окаменелостей у подошвы горы Хелел-Баш построена мечеть, в ней находится гроб шейха Асельдера. Сюда приходят жители для торжественного жертвоприношения во время засухи; здесь собираются накануне Курбан-байрама; кади, читая молитвы, в сопровождении народа три раза обходит гроб шейха. По окончании этого обряда все по едва проходимым тропинкам спешат на гору Хелел-Баш. Каждый старается достигнуть вершины горы прежде других. Говорят, кто первый поднимется на гору, не отдыхая и не оглядываясь, тому Всевышний простит все грехи. Разговоры взрослых, гомон детей, просящихся от усталости на руки, – всё сливается в общий гул. Заканчивая обряды, все горцы большие и малые, мужчины и женщины обещают воздерживаться от грехов. Особенно благоприятным считалось присутствие на таком ритуале близнецов. Они должны были идти впереди всей процессии и просить дождя».

Пожилые жители селения Гигатли собирали камешки, читали молитву и бросали их в озеро. А лакцы в знойную жару категорически запрещали детям играть в камешки.

Есть и такая легенда о тукитинском камне, которую описывает этнограф.

Однажды некий житель с. Тукита хотел вставить тот камень в стену своего дома и несколько раз пытался его притащить, даже родственников брал на подмогу, но ничего не выходило. Как только они старались его поднять, начинался дождь. Тогда сельчане назвали его «дождевым камнем» и всякий раз обращались к нему во время засухи с просьбой посодействовать им в вызове дождя.

У жителей Табасарана тоже был свой камень, который при засушливой погоде полагалось покачать. А на окраине села Хосрех находился камень, напоминающий женскую фигуру. В засуху мужчины и женщины смазывали его жиром и верили, что дождь обязательно пойдет.

И, конечно, у многих народов Дагестана в обряде вызова дождя участвовал ряженый. Особое значение придавалось выбору ряженого: не каждый мог им быть и наряжали его по-разному. Где-то из травы собирали пучок и крепили к голове, где-то главного героя полностью облачали в траву и листья. Целая процессия вела его по селу, заклинала и молила о дожде. Сельчане выходили из своих домов и обливали его водой, а участникам процессии давали продукты. После обхода люди собирались у реки или озера и накрывали импровизированные столы, а ряженого бросали в реку или в озеро – это символизировало жертвоприношение воде. Только после этого он мог присоединиться к трапезе.

«Обычай принесения жертвы воде бытовал у чамалинцев, бежтинцев и хваршин. Для вызова дождя чамалинцы резали баранов, купленных на средства сельского общества, делали это на берегу озера, расположенного в горах, – так, чтобы кровь попала в воду. Бежтинцы в случае длительной засухи поднимались на вершину горы в местности Къойгъа, где расположено небольшое озеро, и здесь, на берегу, резали барана таким же образом. Затем в воду прыгали юноши, чтобы «расшевелить» озеро и смешать кровь с водой. Надо полагать, что это пережиток человеческих жертвоприношений. Владыку вод обманывали, заменив кровь человеческую кровью животного. У хваршин бросали в воду камни, чтобы «взволновать» озеро…», – пишет А. Булатова.

В общем, способов избавиться от засухи и не дать пострадать урожаю в наших краях великое множество. И, видимо, если во что-то очень верить и делать, как велели предки, всё непременно сбудется. И будет дождь!

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

6
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

50
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

3
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

39
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

11
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

41
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

22
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...