05:17 | 23 мая, Ср

Махачкала

23.05.2018
1EUR72.2390Руб-1.0931
1USD61.2610Руб-1.2717

С верой в будущее

A- A+

Вы помните свое 1 сентября? Ну, конечно же, помните! И вот сегодня, когда мы оглядываемся назад, ищем в своей жизни светлые страницы, вспоминаем счастливые события, то первый урок, первый учитель и первая буква, написанная тобой в ученической тетради, воспринимаются как жизнь на другой, неведомой планете, где ты оказался каким-то чудом и испытал там настоящее счастье. Оно состояло из смешанных и восторженных чувств ожидания чего-то необыкновенного и чудесного, которое охватило твою детскую душу, еще ничем не омраченную и не израненную.

Видимо, это мы и называем счастливым детством.

Но счастье недолговечно. Оно как вспышка молнии, как первый бокал хорошего вина. Затем неизбежно наступает взросление, а вместе с ним и будни. Как сказал Сенека: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Отсюда и наша с вами детскость, неумение жить, первые просчеты, первые обиды и драмы, а потом разделение людей на счастливчиков и неудачников.

Последних – больше.

Вот тогда-то и хочется вернуться туда, в первый класс. Все начать сначала: без ошибок и просчетов, без глупостей и ненужных фантазий, коими богата жизнь человеческая.

И как же нам опровергнуть Сенеку, стоика-философа, между прочим? Каким аргументом опровергнуть высказывание древнего мудреца? Грубоватого, допустим, высказывания, но справедливого? Может быть, другим его же афоризмом: «Уча других, мы учимся сами»?

1 сентября, которое вчера мы отметили вместе с нашими детьми, выглядит совершенно по-разному в разные эпохи, в разные политические формации и в зависимости от состояния общественной морали.

1 сентября 1954 года, когда я впервые сел за школьную парту в ватной фуфайке и башмаках, сработанных аульским сапожником из сыромятной кожи и автомобильной покрышки на подошву, и 1 сентября 2015 года, когда первоклашки на переменах вытаскивают из кармашек брендовой одежды смартфоны и айфоны, – несравнимые вещи. Радоваться, конечно, надо. Но не получается. По причине разности в качестве обучения и в качестве полученных знаний.

1 сентября 1954 года для нас, сельских пацанов, деньги практически ничего не значили. Но нынешнее 1 сентября в еще не окрепшем ни мировоззренчески, ни жизненным опытом сознании ребенка деньги выступают как главное мерило бытия, индикатор твоего общественного положения и генератор отнюдь не ученых поисков и дерзаний.

Меньше всего сейчас, в начале нового учебного года, хочется говорить о том, как было хорошо и как стало плохо. Но говорить о том, почему стало плохо, как сделать, чтобы знания и образование, а не богатство и правовое невежество определяли нужность человека обществу, необходимо. В последние годы власти, руководство республики делают очень многое для поднятия престижа знаний, образования, учителя и вообще школы.

Но без соответствующей атмосферы в семье, там, где дети получают от родителей «целеуказание» по жизни, переломить ситуацию практически невозможно. Когда в школе учителя будут говорить одно, а родители – другое, да еще своим поведением и поступками, в которых главным героем будет выступать денежная банкнота, будут поощрять меркантильность, ожидать от детей благородных поступков и хороших манер не приходится. Те же древние говорили: человек не заблуждается один, заблуждаясь, всякий распространяет свое заблуждение между окружающими.

То – древние. Мы-то ведь современные! И почему в эпоху нано- и прочих технологий должны главенствовать невежество, безграмотность и дилетантство? Дилетантство хорошо для специалиста в других областях, но в своей специальности?! Мы же сегодня практически во всех школах и вузах тиражируем дилетантов и что еще хуже – неучей!

…Но 1 сентября! Оно каждый год дает нам надежду на исцеление от бездуховности и невежества, шанс учителям и родителям выверить компас в Страну знаний, а не в Страну потребителей. Давайте же воспользуемся им!

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»