Купить PDF-версию
04:44 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
11:28 18.11.2016

Сага об ОСАГО

Лет 30 назад в Сольноке (это город в Венгрии) стал свидетелем ДТП. Водитель, выезжая задним ходом со стоянки, задел проезжающую машину. Вышли оба водителя, покачали головами, обменялись какими-то бумагами и разъехались, предварительно собрав осколки разбитых стекол. Вся эта процедура заняла не больше двух-трех минут.

На мой недоуменный вопрос гид пояснила:  им нечего самим выяснять отношения и требовать компенсацию. Это сделает страховая компания. Тогда я с завистью подумал:  почему у нас нельзя применить такую же систему? Ведь при авариях возникали вопросы: кто из водителей виноват? Как возместить ущерб без вины пострадавшему? Везде ответы на эти вопросы искали и находили по-разному. И не всегда в правовом поле. Нужен был единый федеральный закон. И он летом 2003 года появился.

Когда впервые обратился за страховым полисом, вслед за Пьером Абеляром захотелось заявить, что логика оттолкнула и от меня мир. Если, спрашивал  я себя, страхуется моя ответственность как водителя, то какое значение имеет, на каком виде транспорта я езжу? Если же страхуется само транспортное средство, какое значение имеет, при каких обстоятельствах оно пострадало? Почему нельзя выбрать или то, или это, не смешивая все в одну кучу? Нет, ОСАГО предусматривало и мощность двигателя, и водительский стаж, и даже то, где это транспортное средство чаще всего ездит. После того, как в очередной раз были внесены изменения в закон об ОСАГО, подспудно надеялся, что здравый смысл победит.

Нет, каша остается. И изменения носят чисто косметический характер.  И систему европротокола, результаты которой я наблюдал еще 30 лет назад,  пока у нас нельзя назвать популярной: по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за десять месяцев 2016 года без сотрудников ГИБДД аварии оформили 381,3 тыс. автовладельцев – это 29% от общего числа получивших выплаты по ОСАГО. По статистике МВД, сотрудники ГИБДД и вовсе выезжают на 90% аварий.

По этой причине Минфин ищет способы популяризации европротокола. Как сообщают СМИ, у автовладельцев появится несколько альтернативных способов фиксации аварий: с помощью технических средств контроля (бортовых устройств, которые фиксируют информацию на основе сигналов ГЛОНАСС), специализированных приложений для мобильных устройств и телефонов.

Новая редакция закона об ОСАГО, подготовленная Минфином, может быть рассмотрена Госдумой во время осенней сессии. Тогда же планируется обсудить, будут ли страховщики возмещать ущерб деньгами или же сами возьмутся  за ремонт? Кто будет ремонтировать, в какие сроки? Вопросы все же остаются. Но что хорошо: Минфин предлагает ввести штрафы для страховых компаний. Если страховщики задерживают компенсацию ущерба, то они должны платить 200 рублей за каждый день просрочки (что соответствует действующей сейчас ставке – 0,05% от страховой суммы), но максимальный размер такого штрафа – 10 тысяч рублей.

Проект также предусматривает  разделение полисов ОСАГО на несколько видов. Базовая страховка компенсирует 400 тысяч рублей за вред, причинённый имуществу, и 500 тысяч рублей за вред, причинённый жизни или здоровью потерпевшего. За доплату можно выбрать возмещение по имуществу и здоровью на 1 млн или 2 млн рублей. Это опять же лишние расходы для автовладельцев.

Этот же документ предусматривает изменение действующей ныне системы тарификации, в частности, снизить влияние мощности транспортного средства на стоимость полиса, а потому страховщикам предложат самостоятельно устанавливать коэффициенты страховых тарифов.

Это, конечно, может порадовать владельцев больших и статусных машин. Остальных же могут порадовать поправки, предусматривающие  систему скидок за безаварийную езду. Сам такой и знаю многих водителей, которые за все время существования ОСАГО ни разу ни одной копейки компенсации у страховщиков не получали. Почему бы им сделать скидку не 5 процентов, как ныне, а хотя бы 50 процентов?

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

2
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

3
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

1
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

2
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

6
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

4
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

7
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

30
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

6
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...