Купить PDF-версию
16:47 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Самобытная народность Кавказа

Магомед Гасанов, доктор исторических наук, профессор
215

Сборник «Таты – самобытная народность Кавказа» выпущен в 2002 году в Москве издательством «Мысль». Составитель – публицист, автор ряда книг, знаток истории М.Мататов.

В сборник вошли результаты исследований и свидетельств ученых и путешественников об историческом прошлом, укладе жизни, культовых обрядах татов. Открывается он кратким пояснением, в котором говорится, что «таты-иудеи этнически происходят от татов Мидии (Иран), так же как таты других вероисповеданий. Поселены все они были на Кавказе в качестве военных колонистов в период оккупации Ираном территории Азербайджана и части Дагестана». Здесь же приводится версия, проповедуемая иудейским духовенством, о том, что таты иудейского вероисповедания, или горские евреи, являются одним из колен Израилевых, отсюда делается вывод об их происхождении от древних евреев.

Касаясь этнической принадлежности татов-иудеев, М.Мататов считает, что независимо от различных мнений данная группа татоязычного населения нашей страны представляет собой самобытную горскую народность со своим языком, традициями, культурой и что религия не является признаком, определяющим национальность. «Исходя из общепринятой в мире классификации народов, в основу которой положен языковой признак, наименование «таты» научно более правильное», — пишет он.

В статье «Таты», авторами которой являются Ж.Голотвин и М.Мататов, дана историческая справка о татах. «Само слово «тат», — пишут они, — на протяжении веков имело различное значение. В раннее Средневековье так именовалось в целом ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране это слово применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных жителей страны, не считавших себя персами, затем оно стало наименованием одной из этнических групп. У нас татами называются сейчас лица, говорящие на татском языке». Таты проживают в некоторых районах Азербайджана, в Дагестане и других республиках Северного Кавказа.

Основным занятием татов было земледелие. Они обрабатывали горные участки, сеяли пшеницу и рис, разводили виноград, сажали фруктовые деревья, возделывали овощи. Часть татского населения работала на рыбных промыслах, занималась изготовлением кустарных изделий, а также торговлей.

В общественной жизни татов большую роль играли адаты. Почти все таты владели азербайджанским языком, а также некоторыми дагестанскими языками.

Часть татов исповедовала ислам,  другая – иудаизм.

В очерках антрополога К.Курдова «Горские евреи Дагестана» и «Таты Дагестана» приводится разносторонний материал о татах. По его данным, в начале XX века число татов на Кавказе доходило до 135 тыс. человек. «В пределах Дагестана, — пишет он, — таты живут в Северо-Табасаранском участке Кайтаго-Табасаранского округа, около г.Дербента, охватывая его селения полукольцом с запада. Всего селений, населенных татами, в Дагестане семь. Только в одном из них (Гимейды) они живут вместе с татарами, остальные же населены исключительно татами. Количество домов в каждом селении колеблется от 45 до 200».

На основании изучения лингвистических материалов, а также этнографических и антропологических данных профессор И. Анисимов в своей статье «О татском этносе» пишет: «Таты, называемые «горскими евреями», не имеют никаких связей с евреями, которых ассирийские цари привели пленниками в Иран и Мидию».

Большой интерес представляют статьи доктора филологических наук М.Исаева «О татском языке» и «Татский язык», опубликованные в сборнике. Он пишет: «Таты по религиозным признакам делились на две основные группы: таты-евреи (главным образом дагестанские и северокавказские таты, так называемые горские евреи) и таты-мусульмане (главным образом азербайджанские)». Автор не прав в том, что в Дагестане отсутствовали таты-мусульмане. Они жили и в дагестанских аулах.

По мнению М.Исаева, термин «тат» в Иране зачастую употребляется по отношению к персам, когда нужно отличить их от курдов, тюрков, арабов и т.д. Касаясь вопроса ранней истории татов, он пишет, что, согласно одной версии, «современные таты являются потомками иранцев, переселенных последними Сасанидами на Кавказ для охраны северных границ своей империи», другой – переселились на Кавказ в более древний период своей истории.

«Название «тат», — считает профессор Р.Магомедов, — на протяжении веков неоднократно меняло свое содержание. Наиболее раннее его упоминание содержится в одной из нескольких монументальных надписей древнеперсидских царей из династии Ахеменидов (надпись относится приблизительно к V веку до н.э.). Там слово «тат» обозначает одно из древнеиранских племен. В раннем Средневековье слова «тат» и «таджик» считались однокоренными и близкими по смыслу, означая ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии». «В нашей стране, — пишет профессор, — татами называют некомпактно живущие на Кавказе небольшие этнические группы, говорящие на одном, татском языке (с небольшими диалектными различиями), относящемся к иранской группе языков».

Касаясь терминов «горский еврей» и «тат», профессор Р.Магомедов пишет: «Термины… в обиходе до сих пор употребляются как синонимы. Есть основания отдать предпочтение названию «тат» как более точному, тесно связанному с языковой общностью и происхождением всех ирано­язычных групп на Кавказе, никак не связанных с другими национальными группами с иудейской религиозной традицией… Ираноязычная группа под названием «таты» веками живет на территории Дагестана, разделяя исторические судьбы его народов».

В разделе «К вопросу о самоназвании» М.Мататов пишет: «Сопоставляя исторические данные, нельзя не прийти к выводу о правильности законодательного акта, принятого на XI Вседагестанском съезде Советов в 1937 г., путем закрепления в Конституции республики наименования «таты» за всеми группами татов, независимо от их религиозной принадлежности». В своей статье М. Мататов ссылается на заключение Института этнографии АН СССР, в котором отмечается, что таты-иудеи, «по данным большинства исторических источников, образовались из татов» и что «причислять их к евреям, с которыми они не имеют общего языка и не родственны по происхождению, нет оснований».

Во второй части книги «Публицистика» опубликована статья Х. Авшалумова «Легенды и быль», в которой он пишет:

«У татов, живших в тех же исторических, социально-экономических условиях, что и другое население, очень много общего в образе жизни, быте, традициях с другими дагестанскими народами».

Востоковед, крупный ученый-иранист И.Брагинский в статье «О татской народности» пишет: «Сами таты – древняя иранская народность. Часть из них примерно в IV-VI вв. н.э. переселилась на Кавказ, в Закавказье и в Дагестан… Те, кто причисляет татов-иудеев к потомкам древних евреев, т.н. десяти колен (дегъ шивдагьо), выведенных из Палестины, делают это или по незнанию, или же искажают их историю».

В разделе «Деятели культуры и ученые о татском языке» высказываются известные писатели, ученые, общественные деятели: Х. Авшалумов, Е. Мататов, Я. Агарунов, Б. Гаврилов, В. Миллер, Б. Миллер, А. Грюнберг, Х. Давыдова и др. «Когда наш диалект называют «еврейско-татским» или «татско-еврейским», — пишет Х. Авшалумов, — создается впечатление, что наш язык образовался на базе еврейского и татского языков. Абсурднее этого ничего не может быть».

В статье «Фанатизм или злой умысел?» Х.Авшалумов и М.Мататов подвергают обоснованной критике тех авторов, которые в своих работах умышленно искажают истинное происхождение татов, их материальную и духовную культуру.

Завершая рецензию на книгу «Таты – самобытная народность Кавказа», следует сказать, что весь изложенный материал свидетельствует о том, что таты – это народ, живущий в Дагестане и других регионах Кавказа с незапамятных времен и не имеющий ничего общего с происхождением древних евреев. Сумятица в названии является не чем иным, как незнанием предмета, привлечением материала любителей. Поэтому выход настоящего сборника является крупным событием в истории татского народа.

Статьи из «Таты»