Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 04 декабря, Сб

Махачкала

Weather Icon

Слушать и слышать

A- A+

Начался новый учебный год, а вместе с ним добавились хлопоты, заботы родителям и их детям. Справиться с возможными проблемами в школе или вовсе предотвратить их можно, обратившись к школьному психологу. О том, как важна работа этих специалистов, как должны функционировать связки «родитель – ребёнок» и «ребёнок – школа», узнаем, посетив Каспийский центр образования «Школа № 15». Здесь наработан положительный опыт в общении с детьми и подростками, используются не только проверенные временем педагогические методики, но и новые технологии.

«Вербатория»: ключ к ребёнку

Один из главных девизов центра: «Адаптируем школу к детям, а не детей к школе». Это не значит, что школа должна подстраиваться под все «хотелки» учащихся. Разумеется, нет. Суть в том, чтобы, выявив ребёнка, которому сложно даётся учёба или чьё поведение оставляет желать лучшего, начать подбирать ключ к нему и тем самым раскрывать первопричины его проблем. А найти подход поможет «Вербатория» – запатентованная российская разработка по выявлению заложенных в человеке талантов, его способностей и наклонностей, а также каких-то слабых сторон его мозга. О том, как всё это работает, я убедилась на собственном примере.

Педагог-психолог центра Валида Казиева несколько лет назад прошла обучение по освоению данной методики в Москве и является на сегодняшний день единственным в нашей республике специалистом, работающим с «Вербаторией». Надев на мою голову специальный датчик, она даёт определённые задания, которые я должна выполнить. Задания самые разные: срисовать картинку, выстроить логические ряды слов, описать рисунок, собрать фигурки, слепить рыбку из пластилина… В общем, несколько десятков задач. Пока я их выполняю, устройство на моей голове улавливает биоэнергетические волны по Bluetooth и передаёт их в планшет экзаменатора. Далее всё записанное уходит на центральный сервер, который расположен в Санкт-Петербурге.

Примерно через 40 минут такого тестирования задание завершено. С нетерпением жду, что же мне скажут, какие скрытые способности я смогу раскрыть, какие профессии будущего стоит освоить, как я коммуницирую с окружающими и лучше запоминаю информацию. Минут через 10 после окончания тестирования приходит отчёт, который опытный гуру «Вербатории» Валида Казиева помогает мне расшифровать. Не вдаваясь в подробности, скажу, что было много неожиданностей. Особенно меня удивило то, что, как оказалось, у меня хороший потенциал для развития музыкального творчества и одна из профессий, которая мне подошла бы, – исполнитель народных композиций. Забавно, потому что уж о чём о чём, а об этом я точно никогда не задумывалась.

Я проходила тестирование из чистого любопытства, но при этом узнала немало интересного про себя, про свои когнитивные возможности и постараюсь обязательно использовать. А вот для учащихся школы и для педагога-психолога, который с ними работает, методика «Вербатория» – возможность помочь конструктивно и целенаправленно решить те или иные проблемы.

– Таким путём можно понять, какой эмоциональный интеллект у ребёнка, каковы его способности коммуницировать со сверстниками, как он воспринимает информацию – образно или аналитически, какие предметы могут даваться легко, а какие сложнее и где нужны дополнительная мотивация и усилия. Видим профессии, которые в перспективе могут ему подойти. На выходе мы получаем отчёт, согласно которому можем уже индивидуально работать с ребёнком, и эта, если так можно выразиться, индивидуальная карта, помогает эффективнее помогать детям. Хорошее подспорье и для педагогов, и для родителей, – говорит Валида Казиева.

– Можете на конкретных примерах рассказать, когда данная методика реально помогала ученику раскрыться?

– Наша школа функционирует чуть более двух месяцев, но даже за такой короткий срок можно говорить о хороших результатах. Приведу один наиболее яркий пример. В школу привели нового ученика, и мы с первых дней поняли, что это сложный подросток, с которым предстоит серьёзная работа. У него были драки со сверстниками, он мог обидеть первоклашек. А корень проблемы лежит на поверхности: родители в разводе, а ребёнок – жертва обстоятельств. Начались индивидуальные беседы, после которых мальчик прошёл тестирование в «Вербатории». По итогу начали с ним индивидуальную работу, стали вовлекать в мероприятия, проводимые в школе, где он мог бы себя про­явить. Так, он у нас поучаствовал в шахматном турнире и занял второе место. Мы активно начали его поддерживать, дали ему прочувствовать свой успех. В ходе последующих бесед говорили ему: «Вот видишь, ты ведь можешь, когда захочешь. И дальше всё у тебя получится». Помню, однажды после нашей беседы он еле сдержался, чтобы не заплакать. Мальчик устал слышать, какой он нехороший, какой хулиган, устал от безразличия родителей, занятых своими проблемами, а тут неожиданно увидел, что в него верят, что ему искренне хотят помочь. Теперь он старается, как может, учиться, вот на каникулах пришёл исправлять свои двойки. Сам пришёл, что очень важно. Учителя удивляются этой кардинальной перемене, ну и радуются, само собой.

На одной волне

Однако, помимо нанотехнологий, Валида Казиева как опытный специалист использует и другие проверенные временем методы работы с детьми. Это и различные тестирования, и, конечно же, индивидуальные беседы. Последние, к слову, дают возможность выявить наиболее острые проблемы у детей.

– Одна из частых проблем, которая выявляется, – неуслышанность детей собственными родителями. Я помню, когда ранее работала в других школах, мне девочки порой рассказывали то, чем боялись поделиться со своими родителями. В частности, нередко они говорили, что к ним пристают. На вопрос, почему они не расскажут обо всём домашним, отвечали: «Мама будет меня ругать. Закроет дома и не будет пускать на улицу, а я хочу бывать с подругами». И это очень показательно. Ситуация говорит о том, что если завтра что-то случится, родители могут об этом не узнать, потому что дети боятся их порицания и хотят его всячески избежать. Одна из ключевых ошибок родителей в том, что мы часто учим детей брать на себя ответственность за всё. Кто-то что-то не так сделал по отношению к ним (в особенности к девочкам), и мы говорим: «Значит ты что-то не так сделал (сделала), сам дал (дала) повод». Но надо понимать, что это не всегда так, что порой ребёнок становится жертвой обстоятельств. Нам следует его выслушать, поддержать, дать понять, что его переживания, его проблемы не ерунда и мы действительно хотим ребёнка послушать и услышать. Начиная с младенчества, до 7 лет, родители являются для детей теми людьми, на кого они ориентируются. Важно этот период использовать максимально продуктивно. Не пихать ребёнку гаджет, чтобы тот не путался под ногами, а стараться проводить с ним как можно больше времени, общаться. Причём общаться не просто одними назиданиями. Важно быть другом, который проявляет интерес к его интересам, который увлекает ребёнка в игры, в чтение книг и прочее. Если в раннем возрасте будет установлен контакт, то и в дальнейшем родителю легче быть на доверительной волне со своим дитём.

– А если момент упущен? Ну не могли, к примеру, мама с папой, в силу обстоятельств, быть постоянно с ребёнком. Ведь часто родители вынуждены работать помногу, чтобы обеспечить своих детей, а когда уже сталкиваются с тем, что у них проблемы, не знают, как быть…

– Да, к сожалению, ритм сегодняшней жизни таков, что мы не находим времени на самых дорогих нам людей и на детей в том число. Даже я сама порой ловлю себя на том, что устала на работе и мне не хочется разговаривать со своими детьми. Но всё же стараюсь находить в себе силы. А касаемо вашего вопроса, то скажу, может быть, банальную истину, но тем не менее: никогда не поздно всё исправить. Просто важно опять-таки учиться слушать и слышать. Видишь, что ребёнок меняется, что у него появляются какие-то агрессивные наклонности, депрессивные настроения, – постарайся быть с ним, не ругай за проступки. Часто, когда слышат, что сын или дочь что-то сделали не так, родители начинают их ругать, говорить, какой плохой мальчик или плохая девочка. А надо говорить: «Ты хороший (хорошая), но твой поступок нехороший». Такая подача позволяет ребёнку понимать: во-первых, в чём его проступок, а во-вторых, что родитель в него верит, что он его, несмотря ни на что, любит. А это ведь самое главное.

Установить контакт с ребёнком можно также, разделив его интересы. Нам иногда кажется с высоты прожитых лет, что мы лучше знаем, что нужно нашим детям, и начинаем говорить: иди занимайся спортом, иди на фортепиано играй. А ребёнку это неинтересно и в какой-то момент он просто отказывается слушаться, отказывается от всего, что ему навязывает родитель, который глух к нему. В связке «родитель – ребёнок» очень важно отойти от излишнего менторства и быть хорошим, авторитетным другом для своего ребенка.

…Вот такие ценные советы и интересные факты. Посетив школу, в которой работает Валида Казиева, удалось узнать и немало интересного о том, как следует выстраивать работу с учащимися, чтобы максимально эффективно раскрывать их способности и направлять в нужное русло, какое важное значение имеют интерактивные педагогические практики во взаимодействии учителя и ученика. Обо всём этом мы расскажем в следующих номерах газеты.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

  • Как не «сорваться» на ЕГЭ 

    У выпускников начались экзамены, а вместе с ними – и череда стрессов. А для успешной сдачи важно не только...

    75

    8:35  08.07.20

Статьи из рубрики «Общество»