Купить PDF-версию
18:48 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:52 04.04.2019

СМИ: проекция на духовность и экономику

Рейтинги, рейтинги, рейтинги… Сегодня они определяют степень успешности того или иного издания. Да, у каждого из СМИ своя фишка оперативности, профессионализма.

Но многое зависит не только от интереса читателя к, скажем, сетевым изданиям, но и другого, не менее важного фактора — доставки печатной версии до конкретного потребителя в регионах, поскольку, как и всегда, традиционное отношение к живому слову, возможность держать в руках бумагу, передающую почти на физическом уровне энергетику, прибавляет тот самый кураж, что позволяет изданиям держаться на плаву, получать тот живой импульс, что не заменит никакой сетевой ресурс, пока во всяком случае. Если же обратиться к опыту других стран, то, как известно, даже в самых продвинутых коммуникативных европейских государствах, будь то Англия или США, по-прежнему чтят «бумагу» и вешают почтовые ящики на входные двери.

Можно ли утверждать, что дагестанские печатные СМИ комфортно существуют в медиапространстве, ведь, кажется, несмотря на тягу к бумажным носителям, традиционная почта сдаёт свои позиции, да и почтовых ящиков в многоэтажках и частных домах днем с огнем не сыщешь. А уж с почтальоном так и подавно приходится общаться от случая к случаю.

Вот и жители отдаленных городов и сёл предъявляют претензии к полюбившимся изданиям, что, мол, пока прочтешь газету, сосед-интернетчик уже сообщит последние горячие новости. Нельзя недооценивать и то, что СМИ носят просветительский характер, поднимая важные духовно-нравственные проблемы, формируя общественное мнение, мониторя общественно-политический фон, и хотя бы поэтому нуждаются в поддержке и внимании к ним власти.

Так как же выправить ситуацию, учитывая, что и цена за подписку составляет львиную долю доходов почтовиков, а не самого издания? И как договариваться с почтовыми операторами: региональным — УФПС и республиканским — «Дагпечатью»? Более чем злободневный вопрос редакция адресовала руководителю государственного оператора по распространению газетно-журнальной продукции ГАУ РД «Дагпечать» Абдурагиму Керимову.

Давайте разберемся…

По мнению А. Керимова, любую проблему можно решить, если приложить к этому голову и руки. — Выход всегда есть, – констатирует он, – демонстрируя, как ветхий киоск, стоящий во дворе «Дагпечати», на глазах превращается во вполне себе уютное гнездышко, в котором может торговать киоскер. — Так выходим из положения, — улыбается он. – Да еще пытаемся договариваться с муниципалитетами. — И приводит в пример Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, где администрация прямо-таки настаивала на установлении дополнительных киосков, чтобы местные жители могли практически по каталожной цене получать свежую прессу. И добавляет, что и среди республиканских СМИ «Лезги газет» лидирует по подписке.

А я задаю встречный вопрос: в чем различие между двумя операторами. Вздохнув, Абдурагим Османович, видно, не впервой объясняет, что УФПС доставляет печатную продукцию до конкретного подписчика и отделений связи, а «Дагпечать» — до киоска. Он уверен, что никакой конкуренции между двумя операторами нет. Но в качестве основного преимущества «Дагпечати» называет возможность почти в полтора раза снизить подписную цену на продукцию республиканских и центральных СМИ.

— Так все-таки конкурируете с УФПС, — не отстаю я.

— Да нет, — убеждает меня Абдурагим Османович. — Каждый занимается своим делом. Мы же решаем вопросы доставки и даем возможность для выбора самому подписчику, максимально обеспечивая все условия для своевременного поступления ежедневной почты.

А. Керимов открывает профессиональные секреты, впрочем, и не секреты вовсе, что прежняя «советская» практика, когда киоски «Союзпечати» устанавливались на центральных улицах дагестанских городов и сел, и сегодня остается востребованной жизнью. Вот, например, в Дербенте переставили киоски на окраину города, так теперь не то, что дохода нет, но киоскер не оправдывает даже свою небольшую зарплату. Но Керимов надеется, что с приходом нового мэра ситуация изменится. И не только увеличится число киосков, но и их местоположение, где концентрируется наибольшее количество горожан.

Не просто живучие, а «дадим всем фору»

И в самом деле, ГАУ РД «Дагпечать» — подразделение республиканского Минкомсвязи, обладает немалыми резервными возможностями. И потенциал его по распространению и розничной продаже периодических и ежедневных изданий практически безграничен. Так почему же этим не воспользоваться. Пока же учреждение насчитывает 57 розничных торговых точек в восьми городах и двух районных центрах республики. Но руководство «Дагпечати» настроено оптимистично и рассматривает возможность расширять сеть не только киосков, но и своих отделений, например, в сети торгового центра «Зеленое яблочко», где согласно обоюдной договоренности организована продажа газетно-журнальной продукции, а в пяти супермаркетах столицы установлены стенды «Дагпечати». А это позволяет реализовать до 250 различных наименований печатной продукции. Другой проект — распространение газет и журналов в отделениях МФЦ, куда может прийти каждый среднестатистический дагестанец по интересующим его вопросам и заодно забрать подписные издания, выбрав наиболее интересную для себя печатную продукцию. Таким образом организуется и налаживается процесс распределения газетно-журнальной продукции, ее доставки в розничные торговые точки.

Немудреная статистика

— План-то выполняете? — интересуюсь.

— Выполняем, а как же, — уверенно отвечает А. Керимов. — А если учесть возросший у населения интерес к печатной продукции, то можно говорить о конкретных результатах. Только по итогам прошлого года было реализовано 693 тысячи экземпляров республиканских и центральных изданий, тогда как в прошлом году эта цифра не превышала 589.

Руководитель «Дагпечати» связывает цифровые показатели в том числе с дополнительным количеством киосков в городах республики. Еще на что он обращает внимание, так это на обратную связь с населением, приводит пример, когда селяне стали сетовать на неритмичную доставку прессы, «Дагпечать» увеличила количество рейсов до трех раз в неделю. Чтобы не быть голословным, А. Керимов приводит немудреную статистику: по нормативам на каждые полторы тысячи человек полагается один киоск, в районных центрах — один на 2,5 тысячи. И перечисляет: в столице сегодня функционирует 29 киосков, пять — в Каспийске, Буйнакске, Кизилюрте, четыре — в Кизляре, два — в Дербенте, Избербаше и Хасавюрте, по одному — в Дагогнях и, как уже было сказано, в Магарамкентском и Сулейман-Стальском районах, где установлены дополнительные киоски. А еще Минкомсвязи республики рассчитывает увеличить географию охвата районов, откуда можно доставлять подписные издания в высокогорные.

Интересуюсь, только ли республиканские издания реализуются «Дагпечатью». Выяснилось, что эта структура заключает договоры и с центральными российскими регионами; прибыль, может быть, и небольшая, но вот ассортимент – немаловажный фактор. – Да, здесь играет роль каждая мелочь, — признается А. Керимов, — вплоть до того, что и киоскер должен быть заинтересован в том, чтобы как можно больше читателей приобретали прессу в киосках. В планах «Дагпечати» использование киосков в рекламных целях, установка оборудованных, нового формата киосков, куда можно зайти, просмотреть необходимую литературу, печатную продукцию. Подобные павильоны прессы позволят увеличить ассортимент, включая книги дагестанских поэтов, писателей. Одновременно, считают распространители, необходимо находить стационарные точки, библиотеки, где можно выставлять стенды «Дагпечати», активнее сотрудничать с республиканскими, местными СМИ, социальными объектами, изу­чать работу киоскеров-менеджеров для более рационального использования средств, выделяемых для доставки и реализации.

Перспективы есть. Только поработать надо

Арифметика такая, что чем более разветвленная сеть киосков, тем больше прибыли от продаж. И А. Керимов уверен, что ситуацию во многом можно изменить, если плотнее работать с муниципалитетами. Например, типовой киоск стоит 250-300 тысяч рублей. И если муниципалитеты, как это делают в других регионах, снизят арендную плату и на условиях софинансирования организуют строительство киосков, то и дело пойдет и будет возможность увеличить доставку, а главное, сократятся расходы на подписку республиканских СМИ, что во многом тормозит, делает невозможной подписку для рядовых дагестанцев, социально незащищенных слоев населения.

— Конечно, в идеале, — рассуждает А. Керимов, — обеспеченность городов и сел республики современными типовыми киосками решит проблему недорогой доставки, что позволит подписываться на необходимые издания по реальной цене. Пока же высокие цены не дают возможности печатным СМИ поднимать тиражи, отсюда убытки, невозможность решать внутри творческих коллективов вопросы, связанные с пополнением фонда заработной платы, а также многие другие вопросы, требующие внимания. Важным руководитель «Дагпечати» считает продолжить работу с частными коммерческими торговыми предприятиями. Для сокращения издержек и необоснованных затрат регулярно для участия в конкурсах по господдержке СМИ проводить сопоставительный анализ работы каждого киоска, подготавливать социально значимые проекты по проблеме распространения газетно-журнальной продукции, участия в конкурсах по господдержке СМИ. А также проводить перераспределение печатной продукции на территории республики для сокращения возврата нереализованной печатной продукции.

А. Керимов уверен, что «Дагпечати» есть что предложить средствам массовой информации республики.

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

3
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

17
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

10
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

3
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

18
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

10
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

10
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

33
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

7
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...