Сетевое издание «Дагестанская правда»

12:55 | 26 февраля, Пт

Махачкала

Weather Icon

Смотри телевизор и будь здоров

A- A+

В последнее время местные телеканалы буквально заполонили передачи о здоровье, хотя, надо признать, качество их оставляет желать лучшего. Грустно смотреть, как не церемонятся с темой, к освещению которой следовало бы подходить с ответственностью и осторожностью: все-таки здоровье.

Уходят в прошлое времена, когда о здравоохранении с голубых экранов говорили в строго определенных рамках и жанрах, например, в зарисовках о работе хирурга или кардиолога, офтальмолога или целого коллектива лечебного учреждения. Сюжеты эти казались скучными, пафосными, но вреда не наносили. На смену им пришли другие передачи. Со временем врачи частных клиник, которых развелось как грибов после дождя, занялись санпросвещением, так как пришли к выводу, что для полноценной популяризации своей работы им не хватает выступлений по ТВ. Красочная рекламная вывеска или объявление в газете – это вчерашний день, они не дают того эффекта, который оказывает, например, появление в медучреждении журналиста-телевизионщика и его дальнейший рассказ о врачах или поликлинике. Пусть так, если сделано это профессионально как со стороны врача, так и журналиста. Однако то, что показывают нам, демонстрирует, что телевидение стало выполнять обратную функцию – вводить зрителя в заблуждение, так как нередко программы носят оттенок скоропалительности и некомпетентности. Когда смотришь их, понимаешь, что они подготовлены непрофессионалами как с одной, так и с другой стороны. Начнем с ведущих. В их роли выступают зачастую не компетентные врачи, а, например, популярные певцы. Это делается явно для привлечения зрителя. Такие ведущие не способны продумать концепцию программы или хотя бы грамотно задать медицинский вопрос. А уж вопросы, задаваемые зрителями и звучащие по телефону, вообще на уровне смехопанорамы.

Хочется отметить и этическую составляющую этих передач. Медработники считают, что раз они платят за съемки и трансляцию, то могут поднимать любые темы, входящие в их компетенцию. Ну а где профессиональная этика и этика вообще? Есть вещи, о которых с экрана говорить и показывать неприлично. Понятно, что тема заражения человека паразитами актуальна, но пересказывать по телевидению весь процесс передачи яиц гельминтов, опускаясь до описания того, как человек справляет нужду, не очень красиво, а зачастую противно. Или обследовать специальным прибором внутренние органы пациента и показывать это на всю республику тоже, согласитесь, некорректно.

При таком бесцеремонном афишировании возникает недоверие к врачу, ведь лечение — это процесс, когда преодолеваются закрытость и стеснение пациента, должно появиться доверие к врачу, откровенность с ним. И если врач так бесшабашен в передаче на медицинскую тему, то что он может на практике? А если в его выступлении недочеты и глупости, то что он наделает, взявшись за лечение больного?! Тем более, что у зрителя складывается ощущение, что врачам, выступающим с экранов, все под силу. Легкость, с которой ведется повествование, вызывает опасение. В этой связи уместно привести пример полюбившегося многим телесериала «Доктор Хаус», где видно, какое трудное дело одна из составляющих лечения – постановка диагноза. В этой работе задействовано многое: аналитика, обширные медицинские знания, интуиция, творчество. Одним словом, то, что должен сочетать в себе настоящий врач-профессионал.

К сожалению, уровень культуры у многих зрителей не высок, и определенной их категории достаточно таких медицинских передач, чтобы начинали лечиться, сидя прямо у голубых, вернее, цветных экранов. И до свидания походы в поликлиники, анализы, обследования, диагнозы! «Мы сами с помощью любимого телевизора вылечимся, да еще и соседям порекомендуем», — гордятся они.

Врачи частных клиник, которых развелось как грибов после дождя, занялись санпросвещением, так как пришли к выводу, что для полноценной популяризации своей работы им не хватает выступлений по ТВ

Легкость, с какой подается на телевидении работа медиков, и удивляет, и в то же время вызывает опасение. Жанр их выступлений не предполагает, чтобы они давали конкретные советы в эфире, поэтому они приглашают пациентов к себе в клиники для установления диагноза, ну а потом – лечение, которое будет проходить уже вне поля зрения телекамер. А здесь уж как получится! Повезет – вылечат, нет – и деньги потеряешь, и надежду… А рекламные передачи систематически выходят в эфир, завоевывается зритель, и так постепенно формируется сеть медучреждений, в которые приходит все больше и больше пациентов, что в будущем составит серьезную конкуренцию традиционной государственной медицине. Одну из нужных передач ведет руководитель Республиканского центра косметологии Зумруд Бучаева. Этого врача хочется слушать, даже если тема не интересует. Грамотная речь, компетентные выводы и советы. Владея темой выступления, она «вытянет» любого мало разбирающегося в медицине журналиста, на месте которого должен быть врач. Как, например, в передаче «Здоровье» с Е. Малышевой.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»